Мушкетова Надежда Васильевна, воспитатель группы продленного дня, Сухоложская специальная (коррекционная) школа, Сухой Лог
"Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков…"
(В.А.Сухомлинский)
Отзывчивый человек, умеющий сострадать, сопереживать и сочувствовать другим, получает радость от глубокого, задушевного общения с людьми и от их удач и побед. Он, как правило, открыт и доброжелателен, с ним приятно общаться, у него есть настоящие друзья, он легче находит выход из конфликтных ситуаций, да и попадает в них реже. И все эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.
У психологов есть такой термин - "эмпатия", который обозначает способность к сопереживанию и умению ставить себя на место другого человека или животного.
Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов:
- 1 этап – эмоциональное заряжение;
- 2 этап – чувство сострадания;
- 3 этап – способность понимать другого;
- 4 этап – сочувствие и отзывчивость;
- 5 этап – "сорадование" (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм (бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами).
Воспитательный процесс тесно связан с ориентацией младших школьников на нравственные ценности. Младшие школьники осознают хорошие и плохие поступки, навыки вежливого отношения к окружающим. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Умение совместно радоваться успеху, огорчаться не удаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности. В то же время не умение осмыслить эмоции может привезти к возникновению "эффекта толпы", когда группа, заражённая, например, общей эмоцией гнева, совершает насильственный акт.
Важным является способность ребёнка воспринимать и учитывать в своём поведении состояние, желания и интересы других людей. Чтобы воспитать у ребёнка способность к сопереживанию и осмыслению эмоций другого, я использую следующие формы работы:
- Игры на сближение взрослых и детей ("Тебе больно, давай пожалею"); продолжи: "Я радуюсь (грущу, боюсь), когда…; ролевые игры (изобрази трусливого зайца);
- Знакомство с миром природы через проекты "Птицы – наши друзья"; наблюдения на прогулке;
- Чтение с обсуждением произведений В. Осеевой ("Волшебное слово", "Синие листья", "Кто хозяин", "Случай", "Обидчики") и Л.Н. Толстого "Два товарища";
- Решение нравственных вопросов: почему нельзя мучить животных, можно ли смеяться, если друг упал?;
- Праздники и конкурсы;
- Встречи с интересными людьми.
Виды деятельности:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
- определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
- создание положительных ситуаций общения;
- просвещение родителей по проблемам общения.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе" Москва "Просвещение", 2011 .
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми", Минск "Асар", 1996.