Багаева Анна Александровна, студентка 3 курса, направление "Сурдопедагогика"», Институт детства, ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", Новосибирск
В работе представлено наиболее перспективное направление реабилитации детей с большими потерями слуха. Для большинства детей с тяжелыми нарушениями слуха протезирование с помощью современных слуховых аппаратов не дает возможности разборчиво воспринимать речь.
Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличии от слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.
Возникновение кохлеарной имплантации явилось результатом интенсивного развития микрохирургии уха, слухопротезирования, успехов в области слухоулучшающих дисциплин, важная роль принадлежит успехам кибернетики, вычислительной техники, микроэлектроники и других научных отраслей.
Первые операции кохлеарной имплантации были проведены в 70-е годы, затем они стали широко внедряться в различных странах, в настоящее время более 60 тысяч глухих людей в мире пользуются кохлеарными имплантами. В России операции КИ стали проводиться в 90-е года сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге, к 2005 году число лиц с кохлеарным имплантом достигло 300.
В настоящее время считается, что кохлеарную имплантацию желательно проводить до 2-3 лет, но не раньше одного года, этот период необходим, чтобы убедиться в отсутствии эффективности слуховых аппаратов.
Кохлеарный имплант состоит из двух частей: имплантируемой (приемник с индукционной катушкой и цепочки электродов) и наружной (микрофон, размещаемый в корпусе заушного слухового аппарата, речевой процессор и антенна передатчика). Операция длится 2 – 3 часа, а подключение и настройка речевого процессора проводится через 3-4 недели после операции.
Научные данные ( И.В. Королева, Э.В. Миронова), свидетельствуют о таких преимуществах кохлеарной имплантации, как восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к нормальным порогам слышимости; значительное улучшение распознавания речи на слух.
Система реабилитационной работы направлена на развитие восприятия звуков окружающей среды и понимания речи, что включает умение различать сигналы, выделять важные для их узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний и др.
Как отмечается специалистами, лучшие результаты достигаются у детей прошедших кохлеарную имплантацию в раннем возрасте, т.е. у безречевых детей, их реабилитация предполагает формирование новой языковой системы.
Отличительная черта реабилитационных занятий с детьми – их игровая форма и разнообразие видов деятельности. При этом педагог как бы следует за вниманием и интересами ребенка. Другая принципиальная особенность реабилитационного периода малышей – вовлечение в этот процесс родителей. Родители знакомятся с общими принципами развития слухоречевых навыков у детей, им даются задания, которые они должны выполнить с ребенком. Также необходимы не только групповые и индивидуальные занятия по развитию слуха и речи, но и музыкально-ритмические занятия в группах с нормально слышащими детьми и занятия с дефектологом по развитию невербального интеллекта и мелкой моторики, обязательно сопровождаемые адыкватными звуковыми комментариями, которые также способствуют формированию слухоречевых навыков.
В реабилитационном процессе детей после кохлеарной имплантации принимаю участие различные специалисты: аудиологии, сурдопедагоги, логопеды, психологи, музыкальные педагоги.
Результаты речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, и индивидуальных особенностей ребенка.
Научный руководитель - ст. преп. О. И. Мананкова