Карякина Мария Григорьевна, учитель математики и информатики, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Современная система образования предъявляет высокие требования к выпускникам. Основой Федерального государственного образовательного стандарта [1, стр.2] является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: "формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся".
Период получения обучающимися основного общего образования приходится на 5-9 классы основной школы. Наибольший интерес в исследовании представляет 5 класс. Возрастным особенностям и особенностям развития личности здесь характерно следующее [2, cтр.171-173]:
- "бурное физическое и половое развитие", повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность;
- подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями;
- включение подростка в разные виды социальной деятельности, формирование нравственных качеств, ответственности перед коллективом;
- растет стремление к самоактуализации, развивается способность к рефлексии, осознанию своего внутреннего мира.
Данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования у учащихся таких качеств как саморегуляция, самоанализ, способность принимать решения.
Кроме вышеперечисленных возрастных особенностей при работе с детьми с ОВЗ следует учитывать влияние дефектов психофизических особенностей развития на усвоение математики:
- нарушение восприятия (зрительное и слуховое) - нарушение осмысления восприятия;
- фрагментарность восприятия - воспринимает только часть условия (чертежа);
- нарушение фонематического слуха;
- дефекты памяти (здесь имеются в виду дефекты механической памяти и дефекты восприятия );
- недостаточное развитие речи;
- дефекты моторики;
- дефекты деятельности (недостаточный личный опыт учащихся, проблемы в определении отношений понятий "больше"- "меньше");
- дефекты самоконтроля;
- индивидуальные трудности (негативное восприятие, отсутствие воли, высокая утомляемость, замкнутость, гиперактивность, акалькулия, дискалькулия).
Опираясь на психолого-педагогические, психофизические особенности обучающихся с ОВЗ можно сказать, что наиболее эффективным периодом для формирования умения учащихся принимать решения в процессе обучения математике будет 5-6 класс. При этом решению математических задач следует уделять особое внимание, поскольку таким образом можно решать как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи обучения.
Для детей с психофизическими отклонениями особенно трудны длинные цепочки рассуждений, математический язык, связь нового учебного материала с предыдущим. Для повышения эффективности обучения математики и уменьшения перечисленных проблем можно воспользоваться схемой решения задач[3], состоящую из 8 этапов. В таблице 1 представлены коррекционно– развивающие задачи и формируемые познавательные универсальные учебные действия на каждом этапе решения задач[4].
Таблица 1 - Этапы решения задачи.
Этапы решения задачи |
Решаемые коррекционно– развивающие задачи |
Формируемые познавательные УУД
|
---|---|---|
1 этап – анализ задачи |
Развитие мыслительных операций анализа, обобщения |
построение рассуждения, выделение существенных признаков понятий |
2 этап – схематическая запись задачи |
Развитие словесной речи и обогащение ее за счет математической терминологии, знаково- символьное представление информации |
использование модели, схем и знаково-символических средств для решения задач.
|
3 этап – поиск способа решения задачи |
Развитие познавательной способности и познавательной активности |
построение рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях. |
4 этап – осуществление решения задачи |
Формирование навыков вычисления и применения известных формул и правил |
использование схемы решения задач; осуществление выбора эффективного способа решения задачи из ряда предложенных; владение рядом общих приемов решения задач. |
5 этап – проверка решения задачи |
Развитие внимательности и логичности рассуждений с применением математической терминологии |
владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации |
6 этап – исследование задачи |
Развитие познавательной способности и познавательной активности |
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям |
7 этап – формулирование ответа задачи |
Развитие словесной речи и обогащение ее за счет математической терминологии |
построение рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях. |
8 этап – анализ решения задачи |
Развитие мыслительных операций анализа, обобщения |
построение рассуждения, выделение существенных признаков понятий |
В качестве рекомендаций при решении задач на уроках математики в классах с обучающимися с ОВЗ можно предложить следующее:
- при решении задач вместе с ребенком необходимо обратить внимание на ее выполнимость (ситуация успеха);
- при наличии иллюстраций большую часть времени уделять анализу (кроме устного анализа нужно письменно прописывать детали);
- читать задачи вслух ( приводить жизненный пример);
- особое внимание уделять заучиванию формул (лучше в форме стихов, песен, обозначений);
- использовать для счета материальные предметы.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.— М.: Педагогическое общество России, 2003.—512 с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. "Как научиться решать задачи": Пособие для учащихся.–2-е изд., перераб и доп.–М. Просвещение, 1984-175с, ил.
- Карякина М.Г. Методическое пособие "Формирование универсальных учебных действий у обучающихся" – Новоуральск: Новоуральская СКОШ №59, 2014.–24 с.