Синицына Нина Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург
Обучающиеся с ТНР предполагают особые образовательные потребности, к которым относится, в частности, и использование соответствующих методик и технологий, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы.
К таким технологиям можно отнести пошаговую инструкцию звуко -буквенного разбора слов. Эта технология обеспечивает дифференцированный, деятельностный и системный подход обучения, что является стержнем развивающей системы Д.Б.Эльконина -В.В. Давыдова, отвечающей требованиям ФГОС НОО обучающихся с ТНР. У большинства обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушение восприятия звукослоговой структуры слова, что создаёт значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Данный алгоритм формирует познавательные, коммуникативные и регулятивные действия через развитие знаково-символического действия – замещения (слово-название, звук-буква), моделирование ( модель слова, модель звуков), преобразование модели. Он формирует универсальные учебные действия , направленные на исследование слова как единицы языка, т.е. установление органической связи звуковой формы слова с его значением.
Пошаговая инструкция звуко-буквенного анализа слова была разработана учителем начальных классов "Речевого центра" г.Екатеринбурга Синицыной Н.В., в основу которой легла развивающая программа П.С. Жедек " Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии".
Эта технология рекомендуется для работы специалистов с детьми , имеющими речевые патологии.