Коррекция письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением компьютерных программ

Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и «Законом об образовании», для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается «создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей для них адекватные условия и возможности образования в пределах государственных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию».

Сегодня в технологиях образования происходит настоящая революция. В настоящее время благодаря целевым установкам государства коррекционная педагогика в целом и логопедия, в частности, поднялась на качественно новый уровень. Поэтому учителя-логопеды должны владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и корригирующих современных методик. На фоне данной задачи в коррекционной педагогике и логопедии продолжает оставаться актуальной проблема выявления, предупреждения и коррекции нарушений письменно - речевой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Письмо в специальной (коррекционной) школе для детей с ТНР является одним из основных учебных предметов. Овладение учениками этим предметом представляет собой одну из главных и трудных задач обучения. Трудности овладения связной устной и письменной речью связаны с тем, что словарный запас учащихся беден. Грамматический строй речи у них крайне несовершенен, фразы односложны. Дети практически не пользуются прилагательными, глаголами, союзами.

Под влиянием школьного обучения речь детей начинает развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для успешного ответа на вопрос.

Коррекция возможна лишь при углублённом индивидуальном и дифференцированном подходе и учёте малейших продвижений каждого ребёнка. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Применение компьютерной техники позволяет сделать индивидуальное занятие по-настоящему современным и привлекательным. Развивающий эффект зависит от дизайна программы и доступности ее для обучающегося. Компьютерные технологии позволяют ставить перед обучающимися познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию образования.

Для коррекции устной речи учителями-логопедами уже широко применяются такие программные комплексы как "Видимая речь", "Дельфа", "Игры для Тигры", "Мир за твоим окном", «Учимся говорить правильно» и другие. Однако школьный учитель-логопед занимается не только коррекцией устной речи, но и развитием, и коррекцией письменной речи.

В 2004 г вышла замечательная книга Кукушкиной О.И. «Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей», в которой описан новый подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере. Поскольку дети с ТНР осваивают письменную речь значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, педагогу необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь.

Применение текстовых редакторов дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над письменной речью, поскольку исключается переписывание и возникает возможность не оставлять следа от допущенных ошибок и получать в конечном счете безупречную и достойную похвалы работу. В настоящее время существует множество компьютерных программ - текстовых редакторов. Наиболее распространенная из них - Microsoft Word. Она позволяет создавать, редактировать, сохранять и распечатывать текст.

Для улучшения качества работы над письменной речью учащихся и в целях создание благоприятной среды для развития их творческого потенциала мной был испробован метод проектов, как один из способов коррекции речевых недостатков учащихся.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Освоение письменной речи с применением текстовых редакторов начинается с первого класса. В 1 классе ученики пишут о себе с использованием программы Microsoft Word. Используемый мною метод работы имеет форму «Вопрос - ответ». Многим ученикам в этом возрасте трудно находить буквы на клавиатуре, анализировать звуковой состав слова, составлять предложения. Однако в результате проделанной работы школьники учатся самостоятельно читать и писать под диктовку, задавать вопросы и отвечать на них. Одновременно с этим они автоматизируют звуки в речи, учатся ориентироваться в пространстве.

Во 2 классе проводится игра "Робинзонада" по книге Российской Елены Николаевны. Дети знакомятся с повестью Д.Дэфо "Робинзон Крузо". Затем они рисуют карту необитаемого острова и описывают в письме к своему другу Робинзону путь к спрятанному кладу. Письма дети пишут в тетрадях, затем набирают текст на компьютере с использованием программы Microsoft Word, редактируют его и получают в отпечатанном виде, вместе с нарисованной ими картой. Далее школьники переписывают отредактированный текст в тетрадь. В заключение игры каждый ребенок получает письмо от Робинзона со словами благодарности и сладкий приз. Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. В результате у них наблюдается рост школьной мотивации, совершенствуется мелкая моторика и ориентировка в пространстве. Дети учатся связно излагать свои мысли и оформлять их на бумаге. У них расширяется словарный запас.

В 3 классе дети знакомятся с проектной деятельностью. Тема проектной деятельности «Мои друзья - животные» дается учителем – логопедом. Дети знакомятся с новой компьютерной программой - Microsoft Office Power Point. Перед детьми ставится цель, намечаются задачи и устанавливаются сроки работы.

Дети с энтузиазмом собирают фотографии своих питомцев, расспрашивают о них у родителей и учителей. Они пишут рассказы, набирая тексты, вставляя фотографии, рисуя картинки. Всем очень хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, эмоциями с одноклассниками и учителями.

Итогом работы является защита проекта перед одноклассниками, учителями и родителями в виде компьютерной презентации. Все выступления снимаются на видеокамеру, а затем анализируются вместе с детьми. Дети оценивают выступления своих одноклассников и выбирают лучшее - по содержанию, оформлению и выступлению (рассказыванию).

В результате проведенной работы дети узнают радость самостоятельного творчества и ощущение собственной значимости; пересиливают страх перед аудиторией; закрепляют навыки правильной речи; учатся правильно задавать вопросы, видеть проблемы, анализировать, систематизировать свои знания, выводя их на более высокую ступень.

Учащиеся 4-х классов создают проект - «Давайте познакомимся». Дети пишут о самих себе и своем месте в социуме. В процессе работы они много нового узнают о своей семье, друзьях и учителях, учатся собирать материал, грамотно оформлять свои мысли, общаться с собеседниками. Плоды своих трудов школьники представляют одноклассникам, учителям, воспитателям и родителям в виде публичной защиты своего проекта с применением компьютерной программы Microsoft Office Power Point.

Метод проектов был опробован на нескольких классах. Практика показала, сталкиваясь впервые с проектной деятельностью дети испытывают значительные трудности в выполнении данного вида деятельности и нуждаются в значительной помощи взрослого. При повторном применении данного метода учащиеся намного легче и быстрее справляются с поставленными задачами.

В 2009-10 учебном году трое учащихся из этих классов защитили свои проекты на общешкольном конкурсе проектов, выступая перед учащимися школы.

При применении в работе логопеда ИКТ попутно с коррекцией письменной речи решается и ряд других не менее важных задач при обучении школьников. Это:

  • коррекция внимания (распределения и концентрации);
  • коррекция слухоречевой памяти;
  • коррекция понимания сложной речевой инструкции;
  • коррекция ориентации в пространстве (предупреждение и коррекция оптической дисграфии);
  • формирование учебной мотивации.

Метод проектов и использование ИКТ активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Применение метода проекта дает возможность учителю-логопеду построить образовательный процесс с учетом личностных интересов каждого ребенка. Данный вид работы позволяет совершенствовать устную речь и коммуникативные навыки учащихся в социально значимой для них ситуации. У детей повышается интерес к учебе и грамотность письменной речи.

Таким образом, в результате систематических занятий дети с нарушением речи хорошо усваивают смысл логико-грамматических конструкций, лучше конструируют предложения различных типов, составляют развернутые рассказы, понимают значение глаголов, категории рода и прилагательных.

Хочется сказать, что применение данных методов не является панацеей к коррекции письменной речи учащихся. Эти методы встраиваются в систему традиционных методов работы над письменной речью и работой над предупреждением и коррекцией дисграфии.

Это лишь один из приемов, которые могут применять учителя-логопеды в своей работе. Использование компьютерных технологий, нетрадиционных форм урока, разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивает развитие общеучебных умений и навыков учащихся, рост учебной мотивации и удовлетворённость образовательным процессом, что положительно влияет на уровень обученности учащихся.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006
  • 00007
  • 00008
  • 00009


Эффективность применения коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ученик постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его более успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Литература

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-СПб.:ИД"МиМ", 1997.
  2. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
  3. Кукушкина О.И. «Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей», 2004.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин