Воробьев Игорь Константинович, учитель-дефектолог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Опыт работы областной ПМПК в Свердловской области (Центр «Ресурс») показывает, что нейрофизиологические методы в настоящее время успешно применяются не только в диагностике, но и в решении вопросов коррекции детей, испытывающих трудности в обучении.
Мы полагаем, что эти методы могут быть продуктивны и в работе территориальной ПМПК с детьми, имеющими системную патологию. В первую очередь это дети с тяжелыми нарушениями речи (классы V вида) и дети с задержкой психического развития (классы VII вида).
Картина нарушений у таких детей весьма неоднородна и не исчерпывается только речевыми симптомами, так как у большинства этих детей отмечается несформированность и других высших психических функций. В соответствии с рекомендацией Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в 2009-2010 учебном голу территориальной ПМПК ГОУ СО «Новоуральская СКШ № 59» были обследованы учащиеся 7 – 9 классов с задержкой психического развития. В процессе обследования, а всего было обследовано 62 подростка, учитывался также и нейрофизиологический компонент, что позволило повысить качество функциональной диагностики и создать основу для разработки эффективно направленной коррекционной работы.
Для успешного обучения и формирования необходимого объема знаний, умений и навыков в условиях класса коррекционно развивающего обучения (КРО) подросток должен достичь определенного уровня физического и психического развития. Но в этот период развитие организма происходит неравномерно, периоды интенсивного роста чередуются с замедлением роста и созревания регулирующих систем, в том числе центральной нервной системы. Поэтому основным методом обследования был клинико-психологический. Изучалась структура дефекта, картина психического состояния в целом, его динамика в период обучения за последние два года. В процессе работы с медицинскими картами нами использовались данные неврологического обследования, в том числе энцефалографии. Исследовались психофизическое развитие до подросткового периода, условия обучения, воспитания и окружения. Анализировались представления педагогов и специалистов ГБОУ СО «Новоуральская СКОШ № 59».
Исходя их клинической типологии задержки психического развития церебрально-органического генеза (С.Г. Шевченко «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» Москва «АРКТИ» 2004), клинико-психологическая структура нарушений обследуемых подростков рассматривалась с учетом следующих клинико-психологических состояний, также лежащих в основе определенного комплекса учебных трудностей:
- церебрастенический синдром;
- гипердинамический синдром;
- психоорганический синдром.
Церебрастенический синдром.
Этот вид расстройства нами был отмечен у 24 подростков. У данной группы учащихся 7-9 классов нами была отмечена повышенная психическая ранимость, неуверенность в своих физических и интеллектуальных возможностях, гипертрофированное переживание неудач, страх перед будущим. Была отмечена сниженная школьная продуктивность, так как главной помехой в обучении этой группы подростков являлась повышенная утомляемость при умственной нагрузке, то есть выраженные церебральные проявления. Так при увеличении объемов задания, требующего сосредоточения и напряжения, быстро наступало утомление, при котором на первый план выходило расстройство внимания (неустойчивость и снижение объемов внимания).
Так как у большинства подростков данной группы наличествовал факт утомления от непосильной нагрузки, который, как правило, часто внешне оставался незамеченным, а в представлении педагогов отмечается, что ребенок «не хочет» начинать учебную работу. Нами было отмечено, что несоответствие темпа работы возможностям подростков приводит к состоянию, когда усвоение учебного материала идет с выпадением отдельных звеньев, так как ученик не получает всей информации, которая необходима для осознания учебного материала. Во время самостоятельных и контрольных работ, в период подготовки к экзаменам у части учащихся 9-х классов возникали состояния растерянности и страха.
В неврологическом статусе помимо знаков органической неполноценности у учащихся 7-9 класов наблюдались явления церебральной астении. Для этой группы подростков была характерна неустойчивость эмоционального тонуса (при изучении медицинских карт было отмечено сочетание «плоской» ЭЭГ с высоким, длительно неугасающим кожно-гальваническим рефлексом). Кроме того, данные ЭЭГ-исследования показали, что у части подростков имеется наличие признаков, свидетельствующих о дисфункции регуляторных структур диэнцефальной области мозга.
В процессе консультаций для родителей нами было предлагалось пройти медикаментозной лечение у врача психоневролога (препаратами, снижающими внутричерепное давление, препаратами, улучшающими циркуляцию крови в сосудах головного мозга, общеукрепляющими препаратами в т.ч. витаминами группы В).
При проявлении церебрастенического синдрома коррекционное воздействие должно быть комплексным, поэтому нами были даны рекомендации педагогам, работающим с данной категорией подростков: задания, предъявляемые на занятиях, должны быть ограничены по времени, должны быть небольшие по объему, в процессе выполнения, по необходимости, должна оказываться организационная помощь. Опыт работы педагогов старших классов показал, что адекватно организованный учебный процесс и лечение создали условия для преодоления многих трудностей, возникающих у этой категории подростков. Что в дальнейшем позволило выпускникам 9 класса успешно сдать выпускные экзамены, а учащимся 7-х и 8-х классов успешно завершить учебный год.
Синдром гиперактивности.
Изучение медицинских карт, результатов наблюдений в период обучения в начальной школе позволили установить наличие у 8 учащихся 7 – 9 классов проявлений синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Необходимо отметить, что синдром гиперактивности встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития. Чаще всего он наблюдается при отдаленных последствиях органического поражения мозга и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, высших корковых функций. Подобное поражение может быть обусловлено воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг во внутриутробном или перинатальном периодах, в раннем возрасте, и иметь своими последствиями минимальные, субклинические повреждения мозга. Эти нарушения могут не выявляться при обычном неврологическом обследовании, однако на ЭЭГ нам удавалось отмечать нарушения регуляторных функций ствола головного мозга, очаги патологической активности в коре или подкорковых структурах головного мозга.
Нами было отмечено, что в период обследования двигательная расторможенность, чрезмерная чувствительность к раздражителям у учащихся 7-9 классов сменялась, как правило, инертностью и безынициативностью.
Прогноз состояния ученика зависит от большого количества факторов: степени выраженности двигательной расторможенности и неустойчивости внимания, нарушений в когнитивной (познавательной) сфере, наличия вторичных эмоциональных и личностных расстройств. Родителям подростков мы постарались объяснить, что большое значение для положительного прогноза имеет адекватное комплексное медикаментозное лечение. Для лечения синдрома врачи территориальной ПМПК рекомендовали применять препараты, влияющие на обменные процессы в центральной нервной системе и стимулирующие созревание тормозных и регулирующих структур мозга. Родителям подростков подробно объясняли, что выбор такого препарата и терапевтической дозы индивидуален, у ребенка может отмечаться хорошая реакция на один препарат и отрицательная на другой, поэтому подбор адекватных препаратов должен проводиться постепенно. При наличии очагов судорожной активности на ЭЭГ целесообразно применение противосудорожной терапии, которая не только позволяет уменьшить проявления судорожной активности, но и упорядочивает поведение.
Наши наблюдения в ходе обследования показали, что у большинства учащихся 7-9 классов, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к старшему подростковому возрасту двигательная расторможенность значительно уменьшилась или исчезла совсем. Специалисты отметили только некоторую неустойчивость внимания и импульсивность поступков, однако эти негрубые остаточные явления, на наш взгляд, позволяют подросткам, при благоприятном социальном окружении, адаптироваться в обществе, успешно продолжить профессиональное обучение, адекватно устанавливать межличностные отношения. Однако нельзя не отметить, что часть детей и подростков с синдромом гиперактивности (3 ребенка) показывают предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений, которые могут быть спровоцированы наличием вторичных (личностных) расстройств, возникающих в неблагоприятных социально-педагогических условиях.
Психоорганический синдром.
Этот вид нарушений специалистами территориальной ПМПК наблюдался у 26 подростков. У данной группы обследованных нами учащихся 7-9 классов отмечались стойкие трудности в обучении. Наблюдалось снижение долговременной и кратковременной памяти, способности к непроизвольному запоминанию: было отмечено, что подростки хуже запоминают словесную информацию, чем зрительную, наглядную, не удерживают в памяти то, на что не обращено специальное внимание. Изучение нейрофизиологических данных подростков свидетельствовало о наличии многочисленных негрубых изменений в различных областях коры головного мозга. Неравномерность интеллектуальной продуктивности этой группы подростков была осложнена слабой дифференциацией эмоциональных реакций, склонностью к проявлению психопатоподобного поведения или расторможенностью низших влечений.
В неврологическом статусе помимо резидуальных органических знаков выступала резкая вегетативная дистония. Физический статус большинства подростков свидетельствовал о позднем начале или ускоренном темпе полового метаморфоза.
Специалистами территориальной ПМПК отмечено наличие больших трудностей в дифференциации первичных и вторичных нарушений в процессе восприятия и переработке информации. Мы отмечали, что обычно различные дефекты (снижение памяти, концентрации внимания, речи и др.) сочетаются и взаимно усиливают друг друга, так как для оптимального функционирования одних мозговых систем необходим достаточный уровень развития других систем.
На заседаниях школьного психолого-медико-педагогического консилиума, после проведения обследования на территориальной ПМПК учащихся 7-9 классов, педагогам школы мы постарались объяснить, что коррекция трудностей, возникающих у подростков с явлениями психоорганического синдрома, включает в себя ряд мер, охватывающих и психолого-педагогический, и медико-социальный аспекты нарушений. Педагогам и родителям специалисты территориальной ПМПК рекомендовали начать системную работу в предвыпускной период с медикаментозной терапии, что позволит подростку стать более собранным, целенаправленным, у него улучшится внимание и память, повысятся общий тонус и работоспособность. Родителям также было рекомендовано упорядочить режим дня подростка, организовать занятия физической культурой, что может улучшить сон, снизить уровень тревоги. Педагогический подход к подростку, по нашему мнению, должен заключаться в организации учебной работы в соответствии с уровнем его знаний, подготовленности, индивидуального темпа работы, уровня работоспособности и особенностей поведения. Попытки форсировать темп обучения «наверстать, догнать программу» дадут, как правило, отрицательный результат. Необходимо выбирать оптимальный для подростка объем учебного материала, осуществлять многократное повторение пройденного материала, для формирования базисных знаний, умений и навыков.
Специалисты территориальной ПМПК считают, что педагогический и нейропсихологический уровни анализа проведенного обследования учащихся 7-9 классов ГБОУ СО «Новоуральская СКОШ № 59», дают полное представление о картине нарушений ЦНС и, что особенно важно, позволяют выработать стратегию направленной коррекционной работы с подростками и их родителями. Это позволяет создать условия для дальнейшего продолжения подростками с задержкой психического развития образования, успешной социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Литература
- Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М. 1988.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология.- -1977. - №6
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.
- Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка / под редакцией М.М. Семаго – М.: АРКТИ, 1999.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. – М.: 2002.
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология 1995. - №1.