Федоричева Валентина Владимировна,социальный педагог, ТО ПМПК, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
За последние пять лет в школе снизился возраст детей, совершающих противоправные поступки насильственного характера (нанесение побоев, кража личных вещей). На учете в ОДН УВД помимо подростков, состоят учащиеся начальных классов. Социальная дезадаптация формируется в следствии цепи неудач, предшествующего периода пережитого опыта, что приводит к формированию аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия. Такие учащиеся своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих с помощью выкриков, беготни, агрессивности, драчливости.
Эмоции и чувства детей с задержкой психического развития, как правило, неадекватны, плохо дифференцированы по отношению к социальным объектам. Большинство таких детей не имеет положительного опыта эмоционально-эстетического познания окружающего мира, а также опыта активного восприятия художественных произведений. [16]
Цепочка человеческого восприятия строится по схеме: увидел – почувствовал – подумал – сделал – почувствовал. Чувства это основной мотив наших действий. Важно научить ребенка осознавать мотивы своих действий и их последствия, контролировать происходящее, быть объективным и адекватным ситуации.[27]
Поэтому работу по профилактике агрессивного поведения младших школьников лучше всего строить на процессе усвоения образцов поведения, желательных стереотипов реагирования на различные раздражители.
Эмоциональная деятельность ребенка формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности. Это характерно также и для детей с задержкой психического развития. Поэтому методы и приемы воспитательного воздействия должны быть ориентированы на положительные эмоциональные проявления. [57]
По мнению психологов, педагогов, родителей сказка – это прекрасная возможность помочь ребенку адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Слушая сказки, он учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает школьнику информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Ребенок осознает, что, преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы. Учитывая эти особенности сказочных литературных произведений, я решила использовать в своей работе по сопровождению детей с ОВЗ элементы сказкотерапии. Такое решение было связано с тем, что сказкотерапия – это направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений). [31, 46]
Сказкотерапия – это еще и «открытие» тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Обсуждение прочитанных фрагментов сказки формирует умение видеть, чувствовать, анализировать сказочные ситуации, способствует осознанию нравственной стороны поступка, описанного в сюжете, учит выбору действий ребенка в жизненных ситуациях.
В процессе обсуждение поступков героев сказки происходит формирование первоначальных нравственных убеждений о добре и зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Для детей с ОВЗ значимыми являются особенности этих представлений, так как они отражают нравственные оценки, как взрослых, так и сверстников, неразрывно связаны с оценками отдельных поступков окружающих, а также проводят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка. [143]
Сказкотерапия наиболее глубоко позволяет мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания.
В своей работе по сопровождению детей с ОВЗ я использую составительскую программу «Сказка ложь – да в ней намек!», которая наилучшим образом подходит для детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. В ней используются элементы сказкотерапии, что в сочетании и с элементами арт-терапии является наиболее подходящими методом в процессе работы по профилактике агрессивного поведения учащихся младших классов с нарушением эмоционально-волевой сферы. Организация такой деятельности позволяет детям более глубоко понять смысл сказки, дать оценку, как отрицательных, так и положительных поступков сказочных героев.
Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения.
Задачи:
- ознакомление с нравственными нормами поведения;
- обучение выбору поступков в тех или иных ситуациях конфликтных.
Принципы работы по программе:
- Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу.
- Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком».
- Признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок).
Программа «Сказка ложь – да в ней намек!» состоит из 10 занятий. Сказки, используемые в программе уже знакомы детям, это такие как «Царевна лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын».
В процессе проведения занятий стараюсь строить взаимодействие таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.
В ходе обсуждения сказки «Иван - крестьянский сын», перед детьми раскрываю тему защиты слабых и обездоленных, провожу ориентирование мальчиков на будущую защиту Отечества. На занятиях по сказке «Сивка-бурка» знакомлю дети с новыми понятиями такими как: родительское благословение, т.е., одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-то доброе дело; смирение; милосердие; сострадание.
Во время занятий по программе перед ребятами я стараюсь открыть новый смысл уже известных им слов, таких как: «здравствуйте» - пожелание человеку здоровья; «спасибо» – спаси Бог тебя; «жить – поживать», т.е. хорошо жить, счастливо и т.д.
Опыт работы по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» показывает, что занятия лучше всего проводить следующим образом: педагог читает сказку, после прочитанного фрагмента следуют вопросы, отвечая на которые дети усваивают необходимые нравственные нормы и правила. Затем педагог просит детей раскрасить, подготовленный на листке бумаги сюжет или, если они пожелают, нарисовать свой собственный рисунок на тему обсуждаемой ситуации. Всегда большой интерес у детей вызывает чтение сказки по ролям. Как правило, дети стараются выбрать себе роли положительных героев, что подтверждает один из принципов реализуемой программы – опора на сохранную положительную нравственную основу.
На итоговом этапе занятий детям предлагается обсудить конфликтную ситуацию, произошедшую в реальной жизни, в ходе обсуждения которой происходит поиск положительного пути решения. В процессе реализации программы у учащихся происходит уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, стимулирование познавательной деятельности. Так у учащихся, посещающих занятия улучшилась успеваемость у 30 % детей, повысилась культура организации учебного процесса у 60 % человек, сформировались устойчивое негативное отношение к совершению правонарушений у 80 % человек.
Занятия по программе «Сказка ложь – да в ней намек!» стараюсь организовать таким образом, чтобы они способствовали развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы учащихся, воспитанию у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению. У большинства детей происходит преодоление негативных проявлений в поведенческой сфере. [168]
На итоговых занятиях программы уделяю основное внимание формированию смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, что, в свою очередь, позволяет более адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.
В заключение необходимо отметить, что у детей, с которыми была проведена работа по программе «Сказка ложь – да в ней намек!», стали формироваться навыки конструктивного общения с одноклассниками. Отмечено снижение агрессивных реакций на различные раздражители. Школьники стали более эмоционально-отзывчивыми. Ребята дают адекватную оценку собственным поступкам, высказывают свою точку зрения. Все это позволяет сделать вывод о положительной динамике личностного роста ребенка.
Литература
- Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» М. Академия. 2000.
- Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция» М. Академия. 2000.
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб Питер. 2006.
- Коррекционная педагогика. М. изд-во «Коррекционная педагогика. 2004 г. № 3.
- Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения//(http://humanities/edu.ru).
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., «Возрастная психология» М. Творческий центр, 2001.
- Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. 1994.
- Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.