Музыкальная терапия как средство автоматизации звуков в речи учащихся с общим недоразвитием речи

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед II квалификационной категории, "Новоуральская СКОШ № 59"

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Конфуций

Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения. В каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

Современные педагоги не могут не задумываться над тем, что ожидает их учеников после окончания школы. Будущее требует от выпускников огромных запасов знаний, умений во всех областях. Сегодня выпускник должен уметь представить себя, чтобы достойно войти в общество. Без красивой, правильной, эмоционально окрашенной речи – это невозможно.

Создавая развивающую речевую среду, я активно использую в своей работе музыкальную терапию. Музыкальная терапия способствует не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирует творческое развитие детей, создаёт условия для повышения компетентностного потенциала учащихся.

Эти занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной. Такое построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности и коммуникативные умения. На каждом занятии учащийся свободно высказывается, делится впечатлениями, проявляет интерес и активность. На занятиях с использованием музыкальной терапии обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания.

Цель логопедических занятий с использованием музыкальной терапии – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Используя музыкальную терапию на логопедических занятиях можно решить следующие задачи:

  1. Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки учащихся с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме занятия; учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
  2. Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.
  3. Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Как правило, дети с ОНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому привлечение музыкальной терапии вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет учащимся проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. 
Далее раскрываются основные элементы музыкальной терапии, которые я использую на занятиях, их задачи, игры и представлены видео-фрагменты занятий с использованием этих элементов.

Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях

Можно сделать выводы:

  • Занятия с использованием музыкальной терапии позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы.
  • Включение детей с ОНР в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов.
  • Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, классного руководителя, воспитателя класса, родителей и учащегося.
  • Занятия, с использованием музыкальной терапии, способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной).
  • У учащихся формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность.
  • Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс.
  • Музыкально – логопедические занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
  • Занятия ведут к совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, помогают автоматизировать звуки в речи.

Слово – только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем,
Бьется маленькая точка,
Странным светится огнем.

Скачать презентацию >>>

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин