Варламова Ираида Юрьевна, учитель-логопед ГКСОУ СО «Красноуфимская СКОШ»
Обучение языку в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях ставит своей задачей активное овладение словесной речью учащихся с отклонениями в развитии в целях общения.
Языковая коммуникация в её различных видах может осуществляться при наличии определённого запаса слов и умений пользоваться ими, поэтому работа над лексикой приобретает особо важное значение.
Овладение лексическим аспектом языка вызывает у умственно-отсталых учащихся значительные трудности, поскольку само по себе слово - по определению А.Г. Зикеева «базисная единица языка – очень сложное, разноплановое и многомерное явление». В нём «перекрещиваются фонетические, морфологические, лексикологические, синтаксические, социоэтнографические интересы».
В специальной литературе достаточно подробно освещены проблемы развития лексической стороны речи у умственно-отсталых детей, такие как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.
И хотя к старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи, в то же время языковой и смысловой уровни у этих детей не достигают нормы и несмотря на применяемые в учебном процессе разнообразные методы и приёмы работы над словом, системы упражнений, направленных на активное их усвоение, проблема развития словаря до сих пор остаётся актуальной.
Работу над развитием словаря умственно отсталых я строю через формирование семантических полей слов. Методологической основой данной технологии явились труды А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой. На основе их теории разработала технологию развития словаря через формирование и расширение семантических полей и применила ее для обучения детей с нарушением интеллекта.
Что же такое «семантическое поле»?
По определению А.Р. Лурия: «комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, есть «семантическое поле». Ассоциации - это связь между отдельными представлениями при которой одно из представлений вызывает другое. Семантическое поле позволяет человеку быстро провести отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово и оно, как бы вертится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля».
Каждое логопедическое занятие строю с учётом системной лексики и смыслового значения слова. На каждое слово отвожу по 2 – 3 занятия, на лексическую тему – до 10 занятий.
На первом занятии главное слово (обычно выделяем его из загадки или короткого стишка), - соотносим с предметом, рассматриваем его лексическое значение (учащиеся работают с толковым словарём) устанавливаем ассоциации и подбираем родственные слова. Далее работаем над моделированием семантического поля : подбираем слова –действия, слова-признаки. Вначале дети учатся моделировать небольшое семантическое поле, связанное с определённой ситуацией, а затем постепенно расширяют его второстепенными членами предложения и, используя смоделированное семантическое поле, составляют предложения, а в дальнейшем и мини-сочинение. Так, например, при изучении лексической темы «Осень» поэтапно моделируем семантические поля слов: «Осень», «листья», «туча», «дождь».
1 этап.
Работа со словарём: Осень – время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
2этап.
Моделирование семантического поля.
З этап.
Составление предложений по сформированному семантическому полю. Выполнение заданий по коррекции лексико-грамматического строя речи.
4 этап.
Написание мини-сочинений.
Использование в работе технологии формирования семантических полей повышает у учащихся мотивацию к изучению русского языка, повышает качество выполнения письменных работ, способствует расширению словарного запаса, улучшению навыков связной речи, стремлению к достижению учащимися собственного результата в процессе написания мини-сочинения.
В старших классах (8-9) формируем семантические поля слов, которые в дальнейшем способствуют успешной социализации учащихся: «Встреча», «Аптека», «Путешествие».