Давыдова Татьяна Артуровна, педагог-психолог ТО ПМПК при «Новоуральская СКОШ №59»
В работе специалистов ПМПК необходим материал для оценки характера и выраженности интеллектуальных отклонений, который может служить диагностическим и даже прогностическим показателем для отграничения нормы от интеллектуальной недостаточности.
Ведущим фактором интеллекта является активность, имеющая цель предвидения, а также вероятностное прогнозирование. На основе отражаемых мозгом вероятностных соотношений между значимыми моментами проблемной ситуации осуществляется прогнозирование ожидаемых событий, принимаемое как предвосхищение будущего (с целью оптимальной организации поведения).
Анализ динамики времени реакции и реорганизации, вызванной активностью коры головного мозга у детей с нормальным развитием и с интеллектуальной недостаточностью различного генеза при восприятии вероятностных сигналов, поступающих в последовательности с регулярным или случайным чередованием стимулов, выявляет выраженную зависимость эффективности переработки информации от процесса преднадстройки [5], [6], [8].
Использование нескольких циклически повторяющихся последовательностей различающихся порядком чередования сигналов, позволяет выявить существенные особенности формирования определенной системы действий [2].
Учет вероятности появления тех или иных событий является необходимым условием успешности осуществления умственной деятельности. Целесообразно исследовать процессы преднастройки путём анализа того, как ребенок использует предварительную инструкцию и как он меняет свою деятельность при изменении условий выполнения задания. С этой целью может быть использована процедура угадывания ребенком событий, порядок следования которых ему неизвестен, но имеет определенную вероятностную структуру. Ребенок должен выявить порядок их чередования, учитывая правильность или ошибочность ранее сделанных предсказаний [4].
Исходя из теоретических положений Л.И.Переслени была разработана «Методика исследования особенностей прогностической деятельности» [1], [7], [8].
Создание методики базируется на психофизиологических основах вероятностного прогнозирования и позволяет в ситуации, в которой испытуемый должен предсказать появление того или иного события, выявить сформированность познавательных процессов и их регуляцию, реализуемую через функцию произвольного внимания. [3]
Методика основана на процедуре угадывания букв в трех наборах, циклически чередующихся в последовательности. Затруднения в воспроизведении порядка элементов может указывать на нарушение механизма, обеспечивающего направленное «считывание» информации из памяти.
На основе экспериментального исследования автором были сформулированы критерии эффективного прогнозирования: небольшое количество ошибок-«предсказаний», отсутствие ошибок-«отвлечений», правильное воспроизведение порядка чередования любого набора после окончания обследования, рациональные стратегии.
Для выявления отклонений в умственном развитии большое значение имеет использование ребенком помощи, оказанной ему при возникновении затруднений. Успешное решение познавательной задачи после различных видов помощи указывает на уровень обучаемости ребенка, зону ближайшего развития. В данной методике помощь заключается в том, что ребенок должен не предсказывая вслух каждую последующую букву отслеживать реальный порядок их чередования, запоминая его. Ребенку предлагается остановить показ карточек, когда он поймет порядок чередования элементов. Невыполнение задание, несмотря на оказание подобной помощи, означает что в основе прогнозирования лежит нарушение мыслительных процессов.
Целью настоящей работы было сравнительное исследование процесса вероятностного прогнозирования у детей с нормальным и аномальным умственным развитием.
Исследование проводилось в трех группах детей 7-8 лет: здоровые дети, дети с диагносцированной задержкой развития, дети с умственной отсталостью. Условно разделивший детей на группы показатель – это показатель интеллекта (интегральный показатель по Векслеру) положительно коррелирует с медицинским диагнозом.
Анализируя полученные результаты исследования 17 детей можно заметить, что процесс формирования прогноза в трех группах детей имеет существенные отличия. Группа здоровых детей в данном исследовании проявляет выраженную способность к вероятностному прогнозированию. Дети с ЗПР не в состоянии решить познавательной задачи без дополнительной помощи, упрощающей ее решение (используют нерациональные стратегии) [1], [8]. В данном случае можно предположить, что невозможность формирования прогноза определяется несформированностью механизмов «записи» информации в регистре кратковременной памяти или несформированностью механизма приема информации и функции обобщения.
Дети с умственной отсталостью не формируют адекватного прогноза, в познавательной деятельности используют нерациональные стратегии, помощь не улучшает результат, что является свидетельством инертности мыслительных процессов.
Выводы:
- Существует определенная взаимосвязь между стратегиями предсказаний и эффективностью прогнозирования.
- Выбор стратегии поведения обусловлен уровнем интеллекта.
- Выраженность процесса вероятностного прогнозирования прямо пропорциональна уровню интеллекта: здоровые дети формируют прогноз, детям с ЗПР для этого требуется определенный объем помощи, умственно отсталые дети адекватный прогноз не формируют.
Заключение.
Использование заложенных в методике трех разных по структуре последовательности элементов позволяет выявить ряд особенностей прогностической деятельности.
Методика дает возможность получения качественных и количественных показателей, отражающих процесс формирования адекватного прогноза и специфику применения стратегий, что является дополнительной информацией об уровне интеллекта ребенка и позволяет решать диагностические задачи в процессе его сопровождения специалистами ПМПК.
Литература
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение прилокальных поражениях мозга. М., 1969.
- Мажура Г.П. Диагностика прогностической деятельности детей. Новоуральск, 1998.
- Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии//Вопросы психологии, 1976, №2.
- Переслени Л.И. Частота сигналов в вероятностной среде и стратегии поведения оператора//Вопросы психологии, 1978, №6.
- Переслени Л.И., Побобед В.Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики умственного развития детей//Дефектология, 1982, №6.
- Переслени Л.И., Побобед В.Л., Чупров Л.Ф. Исследование особенностей прогностической деятельности. Абакан, 1990.