Основные направления коррекционной работы на уроках технологии специальной (коррекционной) школы

Пономарев Геннадий Евгеньевич, учитель технологии, "Новоуралькая СКОШ № 59"

Ситуация, сложившаяся на рынке труда в Новоуральском городском округе предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональным навыкам работников производственной сферы и сферы услуг. Двадцатилетний опыт работы учителей технологии «Новоуральской СКОШ № 59» свидетельствуют о том, что большинство выпускников этой школы способны к овладению достаточно сложными профессиями и могут успешно работать на производственных предприятиях. Вместе с тем, возможности части выпускников в плане профессиональной подготовки могут быть ограниченны. Трудности социальной адаптации этой группы выпускников, сразу отмечу, что таких детей единицы, обусловлены недостатками физического и психического развития. На развитие трудовых возможностей таких учащихся, конечно, положительно влияет вся система учебно-воспитательной работы школы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках технологии в учебных мастерских.

Уроки технологии создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с задержкой психического развития, в трудовой и познавательной деятельности. Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, специалисты школы и территориальной областной медико-педагогической комиссии всегда отмечают, как протекают у человека эти мыслительные операции. На уроках технологии, я стараюсь использовать следующие приемы работы, подсказанные мне специалистами:

  1. Сравнение понятий. Использую для формирования процессов анализа и синтеза. Учащимся предлагается сравнить понятия, указать их сходство и различия. Если инструкция понимается не сразу, то даётся образец. Выясняя сходство понятий, учащиеся должны назвать общий существенный признак. Например, понятия ножки и сидение (крышка) сходны тем, что это заготовки табурета, а различны тем, что ножки придают устойчивость изделию, а сидение (крышка) необходимы для размещения человека или предметов. Такие вопросы подготовлены по большинству тем рабочей программы. Когда выявляю у ученика неумение выделить эти признаки, что свидетельствует о недостаточном развитии операций анализа, синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению, то на первых этапах обучения готовлю для него специальную индивидуальную технологическую карту, которая содержит необходимые опорные слова и сигналы.
  2. Установление последовательности события. Использую для обучения способности к установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей.
    Учащимся предлагается серия эскизов или небольших технических чертежей по изготовлению изделия из дерева или металла, при необходимости объекта ремонта школьной мебели. Эскизы раскладываются на технологической доске в случайном порядке. Необходимо определить, в каком порядке должны следовать рисунки один за другим, чтобы получилась готовое изделие или объект ремонта. Прошу, чтобы учащиеся положили эскизы правильно: с чего начать работу (1-й), как продолжить и чем завершить (последний эскиз). Фиксируется время выполнения – 1 минута. Оценивается логичность, скорость выполнения задания и правильность.
  3. Исключение понятий. Использую для развития мыслительных процессов обобщения и отвлечения. Учащимся предлагаю следующие задания. Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой, и их можно объединить одним названием. Ученик должен найди неподходящее слово и объяснить, как можно назвать остальные четыре:
    1. Чертилка, линейка, угольник, тиски, циркуль.
    2. Сверлильный станок, токарный станок, электроточило, молоток, фрезерный станок.
    3. Фартук, берет, защитные очки, нарукавники, куртка.
    4. Молоток, чертилка, ножницы, зубило, коловорот.
    5. Пруток, лист (металла, фанеры), брусок, рамка, болванка.
  4. Умение следовать инструкции.
    1. Нарисуй в левом верхнем углу рамку.
    2. В нижнем углу нарисуй шайбу.
    3. Соедини болт и гайку прямой линией.
    4. Справа от углового соединения нарисуй торцевое соединение.
    5. В центре листа нарисуй основание подставки.
  5. Комбинаторика. Направлена на развитие логического мышления.
    Предлагается расположить геометрические фигуры в таблице так, чтобы в каждом ряду они были расположены по- разному, т.е. ни один ряд не должен повторяться. Таким образом, развивается логическое мышление учащихся.
    Например: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; прямоугольник, треугольник, круг, квадрат и т.д.
  6. Обучение способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
    Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу - три слова. Нужно выбрать из этих трёх слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словом было аналогично отношению двух слов слева.
    Чертилка Рука
    Линейка сгибать, бросать, чертить
    Металл Заклепка
    Совок выкроить, пробить, клепать
    Рамка Патрон
    Дерево дисковая пила, пресс, эл. дрель
    Молоток Ножовка
    Гвозди измерять, подгонять, пилить

Формирование знаний и навыков происходит а начале работы в мастерской на уровне повторения с направлением хода мышления и помощью ребенку, а затем учащиеся привыкают выполнять задание самостоятельно самостоятельно. Усвоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – экзаменом по выбору. В своей работе чаще всего приходиться использовать следующие приемы и методы: наглядно – практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально – практическую среду; практические работы: вводный и текущий инструктаж; экскурсии. Многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же раздела рабочей программы по технологии с использованием разнообразных методов и приёмов, помогают учащимся с задержкой психического развития овладеть общетрудовыми умениями и навыками. 

Литература

  1. Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого ребенка» Москва, «Просвещение», 1975г.
  2. Власова Т.А. «Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения», «Дети с временными задержками развития Москва, «Просвещение», 1981г.
  3. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. «Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии» Москва, 2002г.,
  4. Дульнев Г.М. «Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе» Москва, «Педагогика» 1971г.
  5. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты» Москва «Владос» 1999г.
  6. Мирский С.Л. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе». Москва, «Просвещение», 1980г.
  7. Ахмеджаков Э.Ф. «Психологические тесты» Москва «Педагогика» 1996г.
  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин