Особенности дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития от тяжёлых нарушений речи

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед, I квалификационная категория, "Новоуралькая СКОШ № 59"

При существующей системе отбора в коррекционно-образовательные учреждения, когда тип образовательного учреждения определяется ведущим дефектом, наибольшие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, у которых отдельные клинико-психологические проявления сходны, а иногда почти совпадают. Применительно к определению ведущего дефекта дифференциальная диагностика приобретает наибольшее значение в случаях нарушений умственного и речевого развития.

Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием затруднительным, так как умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка, при грамотно выстроенной системе сопровождения и преемственности между учреждениями разных ступеней образования.

Попробуем разобраться, чем разные категории детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются друг от друга, на что прежде всего обращать внимание при дифференциальной диагностике нарушений.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи — это дети, речевой дефект у которых носит системный характер и является ведущим в комплексе нарушений психического развития. В этом случае говорят об общем недоразвитии речи, которое может различаться по степени выраженности дефекта. ОНР может иметь место при разных клинических патологиях (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия), но, как правило, подразумевает сохранность физического слуха и интеллекта (с учётом тяжести речевого недоразвития). Именно такие дети подлежат обучению в коррекционных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В отличие от умственно отсталых детей, интеллектуальный дефект которых носит тотальный характер и захватывает все виды мыслительной деятельности, дети с тяжелыми нарушениями речи имеют неравномерное интеллектуальное развитие.

Различный механизм речевых нарушений при олигофрении и ОНР определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей. Дети-олигофрены затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности и в первую очередь словесно-логического мышления. При ОНР картина иная: наибольшие трудности вызывают задания, требующие прямого участия речи. У детей с ОНР отсутствует в отличие от детей-олигофренов инертность психических процессов. Они способны к переносу усвоенных умственных действий на другие аналогичные задания. Но, несмотря на то, что у детей с ОНР отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофренов, неравномерности, своеобразное отставание интеллектуального развития определяет необходимость систематической педагогической работы с ними в дошкольном и младшем школьном возрасте.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов, в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

У детей с задержкой психического развития, как правило, отмечается ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации. Недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случаях не удается осуществить. У детей с ЗПР, так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными характеристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возникающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памяти и мышления (Е. М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Подтверждение этому получено при сравнительном исследовании детей с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста, проведенном Т. А. Фотековой (1993).

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе — детей с трудностями обучения. В то же время тщательное обследование состояния различных сторон речевого развития и познавательной сферы с учетом клинического анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития, его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональные способы коррекционных воздействий. Есть основания считать, что во многих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательной функции. При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также анализ динамики психического развития ребенка. Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы, например электроэнцефалографическое исследование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНР изменения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны), а также анализ динамики психического развития ребенка. 
При отграничении речевого и интеллектуального дефекта специалисты ПМПК, обследующие ребёнка, ориентируются на следующие критерии:

  1. Данные о предречевом развитии.
    При ведущем речевом дефекте предречевое развитие, как правило, протекает в соответствии с возрастными нормами, а при интеллектуальном – имеет место задержка гуления и лепета.
  2. Динамика речевого развития.
    У детей с общим недоразвитием речи не происходит спонтанного речевого развития, у них не происходит явственных качественных скачков в овладении речью. Дети с нарушением интеллекта овладевают речевыми стереотипами на основе подражания, и по мере овладения стереотипами темп речевого развития ускоряется.
  3. Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей.
    У детей с общим недоразвитием речи понимание обращённой речи относительно сохранно, ребёнок понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь). Дети с нарушением интеллекта выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание многих речевых конструкций затруднено.
  4. Состояние грамматического строя речи.
    Для детей с ОНР характерны аграмматизмы (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов. У детей-олигофренов или детей с ЗПР речь логически бедная или алогичная, хотя может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении.
  5. Запас знаний и общих представлений.
    У детей с речевым недоразвитием он с трудом актуализируется в речи, у детей с недостатками интеллекта – ограничен.
  6. Невербальное мышление.
    У детей с речевым дефектом оно относительно сохранно, у детей с интеллектуальным дефектом как правило нарушено.
  7. Степень обучаемости.
    У детей с ОНР она высокая, у детей с недостатками интеллекта – низкая.
  8. Критичность.
    Дети с ОНР как правило критичны к своему дефекту, иногда до речевого негативизма. У детей с интеллектуальной недостаточностью критичность снижена.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. – М., 2006.
  2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 1982.
  3. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10–14
  4. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177.
  5. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с. – (Библиотека учителя дефектолога). С 293 – 298.
  6. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70.
  7. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182.
  8. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – с. 214–218 (С сокращениями по публикации в сб.: Расстройства речи и методы их устранения. / Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М.: 1975. – С 79–91.
  9. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей – дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98 – 99; 109–110.
  10. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. (Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина). // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967. С 80 – 85.

Скачать презентацию >>>

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин