Особенности самооценки характера подростков с ЗПР

Воробьёв Игорь Константинович, учитель-дефектолог, руководитель ТО ПМПК

Основной целью ТО ПМПК «Новоуральской СКОШ № 59» является обеспечение в образовательных учреждениях диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их обучения и воспитания.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

  • своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
  • установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);
  • определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания;
  • разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей;
  • прослеживание динамики развития;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок;
  • консультативная работа с родителями.

Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ТО ПМПК при их согласованном взаимодействии. Особое внимание на наш взгляд заслуживает подготовка комплексных рабочих программ индивидуального развития детей. Последнее время при разработке таких программ для подростков, как мы полагаем, должна быть усилена воспитательная составляющая. В целях оказания помощи педагогам, работающим с подростками, имеющими задержку психического развития церебро-органического генеза, при обследовании на ТО ПМПК мы стали стараться определять уровень самооценки этой группы учащихся школы. 

Изучение уровня самооценки подростка с задержкой психического развития представляет интерес, так как при этом можно увидеть степень зрелости суждений, готовности к получению профессии, умению общаться со сверстниками и взрослыми, определению своего положения в социуме. За последние три года мы провели обследование 72 учащихся 7-х классов с задержкой психического развития в возрасте от 13 до 15 лет. В ходе наблюдение мы выяснили, что почти половина учеников (32) дали адекватную оценку своему характеру, Число подростков, давших повышенную оценку своему характеру, оказалось больше (29), чем с пониженной (9). Два подростка не дали никакой оценки. Таким образом, можно отметить, что мнение о собственном характере оказалось неправильным у большей части подростков. Чтобы выяснить зрелость суждений подростков с задержкой психического развития мы попросили их попытаться дать оценку своему характеру. Суждения учащихся 7-х классов «Новоуральской СКОШ № 59» о собственном характере показывают, что на первое место они ставят качества личности, связанные с видами деятельности (учебной, досуговой). На второе место они ставят качества личности, характеризующие отношения с окружающими (сверстниками, взрослыми). Качества, связанные с особенностями интеллектуальной сферы, с общественной активностью, со способностью и различными умениями, остаются на третьем месте. Круг качеств, которые подростки усматривают в собственном характере, достаточно узок и ограничен. У своих одноклассников они усматривают значительно больший круг качеств характера, выделяют положительные и отрицательные черты, проявляют больше умения в их выделении и оценке, выказывают большую критичность в оценке характера сверстников. Они выделяют у них качества характера, связанные со способностями и умениями, с физической силой. Качества, связанные с интеллектуальной деятельностью, с общественной активностью выделяются подростками с задержкой психического развития у своих товарищей, как правило, только при акцентировании их педагогом-психологом. Приведем пример критериев оценки характера учащихся 7-х классов с задержкой психического развития:
Личная оценка характера:

  • позитивные показатели: хорошо учусь, люблю трудиться, помогаю дома, хорошо себя веду;
  • негативные показатели: могу грубить, дерусь, ругаюсь, курю, не могу доделать до конца задание;

Оценка характера сверстников:

  • позитивные показатели: добрый, тихий, заботливый, вежливый, хорошо учится, сильный, умеет хорошо рисовать, веселый, честный, хороший друг, не подведет;
  • негативные показатели: дерется, трусливый, груб со всеми, ленивый, не любит учиться, плохо ведет себя, жадный, противный, упрямый, неаккуратный, ругается, курит, нечестный, непослушный, никому не помогает и др.

В зависимости от умения выделить черты собственного характера обследованных подростков с задержкой психического развития мы разделили на следующие группы:

  1. Подростки, которые сумели назвать положительные и отрицательные черты своего характера;
  2. Подростки, которые не назвали ни положительные, ни отрицательные черты своего характера;
  3. Подростки, которые назвали только положительные черты характера, затруднились назвать отрицательные черты характера, либо считали, что у них их нет;
  4. Подростки, которые назвали только отрицательные черты своего характера, затрудняясь назвать положительные.

В оценке собственного характера испытывало затруднения большинство из обследованных подростков с задержкой психического развития, даже тех, кто дал объективную самооценку. Это проявлялось в колебаниях, в противоречивых заключениях о себе, в слабом умении анализировать, сопоставлять, в соотнесении положительных и отрицательных качеств характера, в незнании оценочных или отсутствии собственных критериев, в узости круга называемых и осознаваемых качеств, в поверхностности их суждений. Но при оказании помощи (в различной форме) многие подростки смогли дать оценку самому себе. Следует также отметить, что подростки с задержкой психического развития чаще осознают те качества характера, которые проявляются внешне, и те, на которые обращают внимание педагоги, родители, сверстники.

В результате этих наблюдений мы пришли к выводу, что неправильная оценка характера обследованных подростков является не только результатом незрелости, слабости протекания мыслительных операций, нарушений эмоционально-волевой сферы, необъективной оценки окружающих людей, чаще всего взрослых, а также отсутствием в сегодняшней школе организованной, систематической работы по её коррекции и формированию. Отношение к самому себе, характеру, его чертам формируется в современной школе лишь самим ходом образовательного процесса, что, конечно, не может обеспечить адекватной, устойчивой самооценки у подростка с задержкой психического развития. 
Изучение, и отсюда знание особенностей самооценки характера подростков с ограниченными возможностями здоровья, дает возможности активно управлять её развитием. Своевременно корректировать, исправлять отрицательные черты характера и личности, развивать положительные, расширять круг осознания моральных требований, ускорять её развитие.

Таким образом, становиться ясно, что подростки с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном фронтальном и, прежде всего, индивидуальном сопровождении учителем-дефектологом с целью формирования у них в процессе учебной деятельности адекватной, устойчивой самооценки своего характера.

На школьных консилиумах мы предложили классным руководителям и педагогам предметникам методические рекомендации, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при разработке рабочей программы на учебный год:

  1. Педагогам необходимо изучать самооценку характера подростков с задержкой психического развития, соблюдая при этом тактичность и внимание;
  2. Предусмотреть при разработке рабочей программы педагогическое воздействие на положительное развитие самооценки;
  3. Развивать у подростков с задержкой психического развития потребность к самостоятельному анализу и критической оценке собственного характера, его черт;
  4. Вооружить подростков умением сравнивать свой характер с характером других людей, выделять и отграничивать положительные и отрицательные черты, размышлять, оценивать и делать правильные выводы;
  5. Расширять круг осознаваемых и выделяемых качеств собственного характера, помочь им понять его социальную значимость. Учить подростков с задержкой психического развития подходить к оценке своего характера, исходя из требований, которые предъявляются человеку в современном обществе;
  6. Прививать нетерпимость в выявленным недостаткам своего характера, желание исправить его отдельные черты.
  • 00001
  • 00002
  • 00003

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития.- М.1982.
  2. Дети с задержкой психического развития /под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыбиной. – М. Педагогика 1984г.
  3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.1993г.
  4. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. Смоленск, 1994г.
  5. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка \ под редакцией М.М. Семаго 1990г.
  6. Шевченко С.Г. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. Справочник руководителя школы. – Тула, Родничок. 1999г.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин