Технология сопроводительной работы специалистами ТОПМПК

Голомолзина Елена Анатольевна, руководитель Сухоложской ТОПМПК

Рост числа детей с ограниченными возможностями предъявляет все более жесткие требования к разработке направлений в работе с ними и качеству сопровождения таких детей в условиях не только коррекционного образования. Разнообразие и полиморфизм этиологии дезонтогенеза, в том числе синдрома задержанного развития, обуславливает необходимость комплексного изучения причин отклоняющегося развития, а в дальнейшем системного подхода в коррекционно-развивающей деятельности с детьми данной категории. Для оказания действенной помощи которым совершенно недостаточно усилий педагогов образовательных учреждений. Необходимо единство и последовательность действий в этом направлении и других структур (правоохранительных, социальных, здравоохранения, психолого-педагогических и медико-социальных служб).

Наша комиссия периодически сталкивается с достаточно слабой информированностью педагогов, родителей о характере деятельности территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии, ее целях и задачах. В связи с этим нами проводится просветительская работа по данному направлению, которая значительно улучшает эффективность взаимодействия образовательного сообщества на разных уровнях его функционирования.

Сухоложской ТОПМПК был проведен семинар на тему «Взаимодействие территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии с психолого-медико-педагогическими консилиумами муниципальных образовательных учреждений» для специалистов и педагогов муниципальных образовательных учреждений городских округов, закрепленных за нашей комиссией.

Прежде чем мы приступили к сотрудничеству, в рамках заявленной темы, мы предложили анкету анонимного характера, информация которой помогла нам выстроить технологию взаимодействия (Приложение 1) и памятку (Приложение 2).

Далее было предложено подобрать близкие по смыслу и однокоренные слова к понятию «сопровождение»:

  • Проводы, проведение, вести
  • Содействие
  • Соучастие
  • Сопереживание
  • Совместное ведение

Выявили объект сопровождения ( Кто он? – ребенок), участников сопроводительного процесса: родители, воспитатели ДОУ, ПМПк ДОУ, учитель – воспитатель, учитель начального звена – учитель среднего звена, школьный ПМПк, муниципальная ПМПК (городская ПМПК), территориальная областная ПМПК.

Обсудили, кто должен быть инициатором взаимодействия (тот, кто заметил проблемы; родитель, законный представитель; педагог; специалист).

Далее определили, что эффективность сопроводительной деятельности зависит от ряда факторов: времени обнаружения проблемы (возрастной этап), оперативность включения необходимых (звеньев) структур сопроводительной системы. Нами была предложена структура и этапы работы школьного консилиума (Приложение 3).

Участниками семинара были отмечены неблагоприятные факторы, влияющие на сопровождение. Ситуация часто усугубляется противостоянием отдельных элементов структур (на почве неуспеха ребенка) – учителя - родители.

Опыт работы со школами показывает, что в настоящее время не только деформированы системные связи детей со значимыми взрослыми, но и нарушены взаимодействия самих взрослых. Недостаточное взаимопонимание всех субъектов образовательного процесса, позиции которых варьируются от отгороженности и отсутствия контакта до их конфликтного противостояния с перекладыванием ответственности за неуспех друг на друга. Складывающаяся в результате такого взаимодействия социальная ситуация развития детей не способствует полноценному прохождению ими возрастных этапов и затрудняет формирование соответствующих психологических новообразований.

Было подчеркнуто, что единственный выход из такой ситуации – совместная деятельность, нахождение компромиссов, общих точек соприкосновения и, только тогда мы получим общий результат.

В ходе работы семинара специалисты ТОПМПК выявили и тот факт, что консилиумы в муниципальных образовательных учреждениях работают недостаточно и, зачастую ограничиваются лишь тем, что говорят о трудностях ребенка, его неуспеваемости, или нежелании учиться, а решение сводится к тому, чтобы направить ребенка на комиссию, пусть там решают, что с ним делать. Присутствующие сетовали и на то, что и в дошкольных образовательных учреждениях и школах нет или недостаточно специалистов. Самостоятельно педагоги не могут дифференцировать педагогическую запущенность и задержку психологического развития.

На семинаре мы подробно остановились на функциях территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии, ее целях и задачах, напомнили о пакете документов, предоставляемых на обследование, качестве их оформления. Были предложены, разработанные специалистами ТОПМПК, примерные педагогические представления на ребенка дошкольного возраста и школьника (Приложение 4,5).

После проведенного семинара стали обращаться родители детей раннего дошкольного возраста (перед началом посещения ДОУ) на консультации для успешной адаптации ребенка. Школы стали своевременно направлять детей на комиссию (в 1, 2 классах), а не в 10 - 12, 14 лет, когда коррекция мало эффективна. Педагоги образовательных учреждений стали обращаться за помощью при написании индивидуальных коррекционных программ, приглашать на школьные консилиумы. Значительно улучшилось качество предоставления пакета документов, учитываются рекомендации по написанию педагогического представления.

Родители стали более осведомлены о причине направления на комиссию, какие рекомендации могут быть даны ребенку, самостоятельно обращаются к специалистам комиссии за консультациями, заключают договоры на сопровождение ребенка одним или несколькими специалистами.

Это говорит о том, что не только С(К)ОШ заинтересованы вопросами сопровождения и что в муниципальных образовательных учреждениях успешно реализуются функции общедоступного образования. Другими словами - формируется профессиональное сообщество, имеющее общее видение, подходы, цели, понимающее роль и разделяющее степень ответственности каждого учреждения в развитии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Скачать приложения >>>

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин