Митрофанова Валерия Александровна, учитель-логопед,ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил
Л.Г. Парамонова замечала, что словарные слова "… широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу". В то время как, практика логопедии свидетельствует о том, что работа над такими словами системно не проводится. Часто логопед в своей работе старается избежать словарных слов, готовя лексический материал к занятию и предвидя многочисленные ошибки детей в их написании. Но мы не можем искусственно исключать эти слова из речи, т.к. это не позволит учащимся успешно овладеть функциональной грамотностью.
Для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный.
Изучив методический рекомендации и пособия авторов, занимающихся данной проблемой (Л.Г. Парамоновой, В.В. Агафонова, О.Б. Иншаковой, Зегебарт Г.М., Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой), я разработала свою систему словарной работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, которая основана на использовании занимательного дидактического материала. Эта система включается в традиционные виды работ и заданий, направленных на овладение учащимися умения правильно употреблять словарные слова в письменной речи.
Прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, необходимо помочь им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать "зеркальные", "опасные" и "очень опасные" слова.
"Зеркальные слова" - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно (соответствуют фонетическому принципу орфографии).
"Опасные слова"- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами (морфологический принцип).
"Очень опасные слова" - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание (традиционный принцип русской орфографии). В процессе изучения таких слов мы используем различные стихотворения, которые помогают детям узнавать и запоминать эти "очень опасные слова" и в дальнейшем, по возможности, писать их правильно. Например, В.В.Агафонов "Неправильные правила" для словарных слов — и не только". А так же пособие О.Б. Иншаковой "Словарные слова в образах и картинках. Пособие для логопеда". Как показал мой опыт работы, для школьного логопеда эта методика не является дополнительным звеном, предваряющим или завершающим поэтапную логопедическую работу. Изучение словарных слов осуществляется в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.
Традиционно методика работы над словарными словами предполагает использование следующих видов работ и заданий: чтение слова ребенком; объяснение значения слова; орфографическая работа, проговаривание; постановка ударения, выделение цветом трудной буквы; звукобуквенный анализ слова; деление слова на слоги; заучивание правописания данного слова; подбор однокоренных слов; составление словосочетания, предложения с этим словом; подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом; запись слова в орфографический словарик и т.д.
Работая с детьми, имеющими умственную отсталость, (зачастую в совокупности с другими отклонениями в развитии) я учитывала, что трудности усвоения ими словарных слов обусловлены тотальным поражением ЦНС, а значит и нарушением всех ВПФ, в частности, слухоречевой памяти. Поэтому работа над "очень опасными словами" на логопедических занятиях не сводилась лишь к механическому запоминанию слов и их многократному проговариванию и прописыванию, ведь каждый раз ребенок может по-разному их услышать, прочитать и написать.
На своих занятиях я использую методику, основанную на целостном образном запоминании словарных слов, что позволяет мне включить в материал коррекционного занятия любое словарное слово, которое содержит звук, соответствующий теме проводимого занятия. Например, при изучении темы "Звук с и буква С, с" среди картинок сок, сумка, усы, лес может оказаться и словарное слово сорока. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем как записать слово вместе с другими в тетрадь, его написание предлагается запомнить, глядя на картинку. Картинка с изображением сороки будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запоминается. Именно с этим образом ученик будет работать в дальнейшем. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать.
Например, очень часто слово сорока дети пишут с буквой а (сарока), заменяя гласную букву о на а. А если на месте этой трудной для запоминания буквы о нарисовать кольца, в которые пролетает сама сорока, то при написании этого слова ребенок будет воспроизводить по памяти не безликий порядок букв или звуков, а вспомнит красочный рисунок, находящийся на месте букв о.
На занятиях я использую картинки со словарными словами большого формата для фронтальной или групповой работы и набор индивидуальных карточек для закрепления изученных слов. Для наиболее прочного запоминания слова учащимися сначала дается задание внимательно рассмотреть вывешенную на доске картинку со словарным словом и ответить на вопрос – во что превратилась та буква, которую нужно запомнить. Затем мы предлагаем ребенку выбрать изучаемое слово из данных 6 – 8 индивидуальных карточек со словарными словами. Особенностью данной методики является то, что в случае возникновения у школьника с ОВЗ (в том числе и умственной отсталостью), имеющего нарушения письма, сомнений или ошибок в написании словарного слова ему не запрещается, а наоборот, разрешается пользоваться индивидуальным набором карточек. Ученик в любое время может обратиться к карточке, чтобы уточнить написание того или иного слова. Возможно, в дальнейшем предложить самим ученикам придумать рисунок на новое словарное слово.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что простота и легкость стихов-опор и картинок-образов, их многократное системное включение в коррекционно-логопедические занятия делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только более живой, увлекательной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе.