Формирование моторных навыков у детей с ОВЗ

Захарова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей с ОВЗ показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно увеличивается. Среди них значительную часть составляют дети с дизартрией, у которых наблюдается несформированность языковых и речевых средств. Обусловлено это, прежде всего, значительной распространенностью данного нарушения, а также трудностью дифференциальной диагностики сходных по клиническим проявлениям расстройств речи в детском возрасте.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной речевой патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Эффективность коррекции дизартрии в условиях школьного образовательного учреждения может быть успешно повышена, если коррекция дизартрии будет проводится в системе на основе активизации моторных функций. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава.

Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения.

В течение 3 лет я реализовывала разработанную мною "Систему работы по формированию моторных функций у детей с ОВЗ".

Цель – на основании изучения речевых и неречевых процессов у детей школьного возраста с дизартрией подобрать материал, разработать систему работы, направленную на преодоление дизартрии путем активизации моторных функций.

Основные задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме;
  • изучить закономерности развития моторных функций и произносительной стороны речи детей с дизартрией;
  • дать психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией;
  • определить направления коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с дизартрией;
  • оформить выводы по результатам реализации проекта.

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы с такими детьми является сочетание коррекционного логопедического воздействия с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Практика показывает, что успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих факторов: зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка; уровня развития речевой коммуникации; особенностей формирования звукопроизношения; уровня развития мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развития самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах; уровня развития дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа; постепенное усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Важным организационно-педагогическим условием речевого развития школьников является активное взаимодействие с воспитателями и родителями. Проводятся интегрированные занятия, консультации, подбирается необходимый речевой материал. Взаимодействие с субъектами педагогического процесса обеспечивает положительную динамику в преодолении дефектов звукопроизношения и повышает уровень компетенции педагогов в области логопедии. Система взаимодействия с педагогами и родителями позволила выполнить основные задачи по созданию условий предметно-развивающей среды, способствующей успешному развитию воспитанников, удовлетворению их интересов и потребностей, обеспечить принцип развивающего, деятельностного обучения.

Приложение

Упражнения с предметами. На развитие мелкой моторики.

с платочком:
Мышка в норку забралась,
Мышка в норку заперлась.
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?

с палочками:
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
1, 2, 3, 4, 5…мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон!

с клубочком:
Я веревочку смотаю,
Весь в один большой клубок.
Чтоб котенок мой играя,
В ней запутаться не смог.

с решеткой:
В зоопарке мы ходили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех в подряд,
Медвежат, волчат, бобрят.

Упражнение на развитие общей моторики, "Стойкий солдатик". Логопед вместе с детьми произносит текст, предварительно разучив его.

Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте – скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на месте не спеша,
Как зарядка хороша!

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин