Уфимцева Вера Михайловна, учитель-логопед, "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34", Екатеринбург
Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34", Екатеринбург
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.). Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
В последнее время в нашу коррекционную школу всё больше стало поступать детей имеющих множественные нарушения развития. Для того чтобы оказывать каждому школьнику более эффективную помощь, была усовершенствована система индивидуального сопровождения ребёнка.
Цель сопровождения: комплексное изучение развития ребенка специалистами ПМПк и сопровождение обучающегося в учебно-воспитательном процессе.
Планирование индивидуального сопровождения ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения решает задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- адаптации ребенка к новым условиям;
- предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития ребенка.
При планировании коррекционно-развивающей работы используются следующие методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
- обследование ребёнка специалистами ПМПК;
- наблюдение за ребёнком;
- индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Этапы работы педагогов по сопровождению ребенка
- Цель предварительного этапа работы - сбор информации о ребенке.
- Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
- Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
- Цель заключительного этапа - анализ результатов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Алгоритм:
- Выявление актуальных проблем ребенка каждым специалистом.
- Определение приоритетных направлений в работе с ребенком.
- Коллегиальное заключение: планирование коррекционно-развивающей работы на учебный год.
- Реализация намеченного плана (коррекционно-развивающая работа специалистов ПМПк и педагогов школы).
- Изучение динамики развития ребенка и результативности работы по каждому направлению.
Индивидуальный план сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума учреждения и отражается в индивидуальной карте сопровождения.
Индивидуальный план психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
Индивидуальный план психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:
- социальное сопровождение,
- оздоровительное сопровождение,
- логопедическое сопровождение,
- психологическое сопровождение,
- педагогическое сопровождение.
Цель социального сопровождения предполагает сбор информации о семье и условиях проживания, а также профилактику социальных отклонений у ребенка.
Цель оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психологическую профилактику эмоциональной, познавательной и поведенческой сферы ребенка.
Цель педагогического сопровождения развитие у школьников базовых умений и навыков и самостоятельности при выполнении учебных заданий.
Таким образом, происходит оптимизация работы всех специалистов и педагогов школы по сопровождению каждого учащегося в специальной (коррекционной) школе.