Воробьев Игорь Константинович, учитель-дефектолог ПМПК
В статье представлена специфика организации обучения родителей некоторым формам коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на уровне ПМПК. Представленный опыт может служить направлением для проектирования психолого-педагогической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Среди форм работы ПМПК с семьей приоритетными считаются те, в которых проявляется активность родителей. Родители могут оказывать помощь коррекционной школе, приобщаться таким образом, к коррекционной работе; обмениваться опытом семейного воспитания, сообщая об организации жизни ребенка в семье. В содержание традиционных форм в практику работы ПМПК с родителями включается материал практического характера: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Родительские собрания, как правило, хорошо подготовлены. Приблизительно за месяц до собрания учитель-дефектолог ПМПК, по согласованию с классным руководителем или администрацией школы, информирует родителей о дате и повестке его проведения. Родительское собрание состоит из трех частей:
- Выступление учителя-дефектолога или педагога-психолога по теме собрания, например: "Система сопровождения ребенка с ОВЗ в коррекционном образовательном учреждении";
- Обмен родителей опытом по сотрудничеству со специалистами ПМПК. Вопросы для обсуждения: как родители понимают систему сопровождения детей с ОВЗ; роль интеллектуального и физического труда в системе коррекционно-развивающей работы; роль семьи в системе сопровождения ребенка с ОВЗ;
- Коллективный просмотр и обсуждение положительного опыта совместной работы семьи и специалистов ПМПК по сопровождению детей с ОВЗ.
При завершении собрания могут быть розданы "Памятки" с основными положениями доклада и часто с рекомендациями для детей и родителей по теме родительского собрания.
Переписка с родителями
Несмотря на то, что многие родители проживают в городском округе, где располагается коррекционное образовательное учреждение, очень важно специалистам ПМПК вести систематическую переписку с ними. В настоящее время ее можно осуществлять с помощью недавно появившихся и ставших довольно доступными таких средств коммуникации как сотовый телефон, Интернет. Цель такой переписки – информация о здоровье и успехах детей, о взаимоотношениях ребенка, рекомендации и консультации по вопросам воспитания, обучения и общения с детьми.
Посещение семьи
Один из важных разделов работы ПМПК – разработка плана социальной составляющей работы ПМПК по сопровождению детей с ОВЗ. Его составной частью является изучение социальной среды, в которой живет ребенок:
- Сбор и анализ сведений о семье учащегося; материальные условия, достаток; жилищно-бытовые условия.
- Сбор сведений об учащихся (личные качества, любимые занятия, микросреда).
- Разработка рекомендаций для семьи, оказание практической помощи родителям и детям (советы по режиму дня, смена труда и отдыха, сочетание физического и умственного труда, питание, обеспечение психологической поддержки ребенка, обеспечение условий для развития каждого ученика).
- Жизнеобеспечение глухих и слабослышащих учащихся (решение вопросов попечительства, разрешение конфликтных ситуаций, взаимодействие с правоохранительными органами).
Среди нетрадиционных форм работы с родителями в практике работы ПМПК используются следующие: семинары, тематические консультации, выставки работ бывших выпускников, посещение семьи ребенка с ОВЗ, родительские тренинги.
Семинары для родителей – это групповые методические занятия, которые проводится учителем-дефектологом или педагогом-психологом после тематической беседы. Например, семинар по теме "Режим дня". – педагог дает задание родителям составить режим дня своего ребенка в семье. Затем коллективно обсуждается каждый из предложенных режимов. Даются рекомендации родителям учитывать особенности физического развития своего ребенка и соответственно внести в план дополнения (дневной сон для физически ослабленных детей), учитывать чередование умственного и физического труда.
Для проведения тематических консультаций могут быть привлечены также и педагог-психолог, врач, социальный педагог. Тематическая консультация может быть дана группе родителей или одному из них, желательно, чтобы на консультации были и отец и мать. Тематическая консультация не занимает много времени (20 – 25 минут) примерная тематика для консультации родителей: "Организация общения ребенка в семье", " Наказание и поощрение детей" и пр.
Родительские тренинги – это еще новое направление работы учителя-дефектолога с родителями по установлению взаимоотношений с ребенком: общение, приобщение к учебному труду, к морально-этическим нормам поведения, формирование у детей навыков самообслуживания, бытового труда и др.
Литература
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.
- Гилберг К., Питере Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / Пер. с англ. Деряевой О.В., под ред. Шипициной Л. М.: Исаева Д. Н. СПб.: ИСПиП, 1998.
- Зелинский С. М. Родитель и ребенок на первой консультации // Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, A. M. Родиной. СПб.: Европейский дом, 2002.
- Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М.: НФ "Класс", 1999.
- Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. М.: НФ "Класс", 1994.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М.: Смысл, 1993.
- Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л., 1985.
- Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
- Семаго М.М. Право на судьбу. Консультирование семьи "проблемного" ребенка, 2003.
- Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. М., 1989.