Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с тяжелой формой умственной отсталости

Перевалова Наталья Владимировна, учитель I квалификационной категории, ГКОУ СО "Асбестовская СКОШИ"

Данный материал представляется актуальным , т.к с каждым днем в России увеличивается количество детей с недостатками интеллектуальных способностей в силу ухудшения экологического, социального, и финансового состояния граждан нашего государства. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Среди различных категорий детей, нуждающихся в коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. В настоящее время дефектологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся с тяжелой формой умственной отсталости познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется игровой деятельности. Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Обучая детей с нарушениями интеллектуального развития с 2-го класса Асбестовской СКОШИ, я для себя уяснила, что они представляют собой клинически и психологически разнородную группу. Для этих детей характерна повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Дети, как правило, двигательно беспокойны, часто отвлекаются. Также эти дети могут проявлять инертность, вялость, замедленность. Все это проявляется в особенностях их поведения, моторики, работоспособности, познавательной деятельности. Для детей характерна негибкость мышления. Их школьные интересы выражены недостаточно. Дети некритичны, их реакции на отношение к ним окружающих неадекватны. Моторная сфера отличается бедностью и стереотипностью. Особенно беспомощны, слабы и вялы верхние конечности. Отмечается плохая ориентировка в пространстве. Дети безынициативны, бездеятельны, беспомощны, им свойственен благодушно-эйфорический фон настроения, некритичность к себе и окружающим (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И.Лубовский, Э.И.Шиф, и др.). К моменту поступления в школу у детей с тяжелой формой умственной отсталости оказалась несформированной предметная, игровая, изобразительная деятельность, познавательные процессы. Наиболее серьезно страдает у детей связная речь. Все учащиеся имеют сложный речевой диагноз - нарушение речи 1-го уровня, дизартрия, алалия. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Поэтому дети не могут играть, создавать сюжетные рисунки, декоративные работы, конструкции в соответствии с заранее сформулированным замыслом, даже выразить свою просьбу, больше используют жесты.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы на уроках) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции – правое. Для ребят с выраженными нарушениями умственного развития младшего школьного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Опыт работы учителя в нашей коррекционной школе у меня невелик. Для дефектолога стоит проблема адекватного формирования учебной деятельности у обучаемых. Мои трудности и состоят в том, как же создавать у детей с выраженной умственной отсталостью положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, проще говоря – как же научить учащихся учиться? Для её решения я выбрала дидактические игры на уроках. "Учимся, играя" – есть наш девиз. Я использую некоторые дидактические игры, апробация которых велась в младших классах коррекционной школы в сборнике, составленному на основе имеющегося опыта у авторов А.К. Аксёновой, Э.В.Якубовской. Дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Детям с т.у.о. младшего возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из "чудесного мешочка", получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры. Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. При проведении дидактических игр учитель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятий. Ребенок полностью раскрывается в игре. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Я часто на уроках использую куклы, игрушки зверей, героев сказок: Буратино, Чипполино, Незнайку, Петрушку, которые тоже "хотят учиться" и "просят" ребят помочь в том или ином задании, "изучают" новые буквы и цифры вместе с детьми, классифицируют различные предметы, выполняют пальчиковую гимнастику и т.д. Дети очень любят этих кукол, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников, хлопают в ладоши, гладят по голове отличившегося ученика или жмут Зайке лапу.

Все учебные предметы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено прежде всего на решение вопроса развития речи, как регулирующей, так и коммуникативной функцией. Детей учат понимать обращенную к ним речь. В ходе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка, что указано в индивидуальных картах развития, используются коррекционные технологии. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода к учащимся через игровую деятельность. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, увидеть их применение на практике. Главное – я вижу хоть и незначительный, но результат – улучшилось психологическое здоровье участников образовательного процесса, обеспечивается коррекция развития детей с ОВЗ с целью дальнейшей социализации в обществе.

  • picture-01
  • picture-02

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин