Пархачева Марина Валерьевна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"
Как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценивать свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю на уроке.
Из опыта работы своей деятельности и работы коллег сделала вывод о том, что наиболее эффективным методом в обучении детей с ОВЗ является групповой метод. Который играет положительную роль не только на первых порах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.
Групповая и коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке.
В своей работе под группой я понимаю: работу в парах; в четверках; работу в подгруппах с детьми со сходными диагнозами, клиникой протекания заболевания и по уровню усвоения программного материала.
Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
Работа в группе формирует у учащихся с ОВЗ следующие качества и умения:
- Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке: желание участвовать в ней, позитивные переживания в процессе совместной деятельности, уверенность в успехе, желание предложить помощь, а также принимать ее от других.
- Деловые отношения на уроке: умение адекватно реагировать на уроке на обращение участников (одноклассников, учителя); умение взаимодействовать.
- Наличие новых социальных ролей: желание ученика быть соучастником общего дела на фоне мотивации к совместным формам работы на уроке.
- Статусные характеристики включают в себя умения презентовать себя: рассказать о себе, себя оценить, выслушать мнение участников о своей работе, адекватно реагировать на критику.
Обучению групповой форме взаимодействия начинаю с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываю навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Готовлю детей к тому, что им предстоит вступать в диалог и спор.
Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником.
Первые недели обучения основное внимание уделяю развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности. Работая в парах на уроке, ребята проверяют друг у друга домашнее задание по математике, грамматике, заучивают стихотворения, сочиняют сказки, читают в парах, участвуют в сюжетно-ролевых играх.
Уже при работе парами дети приучаются внимательнее слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовятся к ответу. Кроме того, ученик получает возможность еще раз проверить и закрепить свои знания пока слушает соседа. Такая работа учит ребят и сочувствовать тем, ко с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу.
При изучении нового материала объединяю в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешаю детям объединяться в пары по желанию.
В это время работы я помогаю парам и фиксирую их удачи и неудачи, выношу их на общее обсуждение.
Детям занимающимся по сниженной индивидуальной программе объясняю сама, показываю личным примером, каким образом они должны работать.
Интересна и продуктивна деятельность в четверках (работа в малых группах). Использую при работе над словарными словами на уроках грамматики.
Например, прием " Три шага". Ученик вставляет пропущенную букву в слово и, меняется карточкой с соседом, проверяет его слово, в конце все вместе проверяем правильность работы другой группы. На уроках математики включаю упражнения для устного счета и решения примеров и задач. Использование данного приема позволило повысить качество написания словарных слов и математических умений учащихся.
При работе в четверках нашли применение такие задания как "Разгадай ребус", "Отгадай кроссворд", "Закончи чистоговорку", "Найди общий звук в слове и определи его место", "Подбери стихотворение к рисунку", "Найди слово в тесте", "Подбери пословицу", "Найди ошибку" и т.д., что тоже повысило качество обучения детей с ОВЗ.
Такой прием учит взаимодействовать, развивать навыки коммуникативного общения, личностные качества, повышает самооценку.
Позже можно начать первые попытки дифференциации. Дети I педагогической группы выступают в роли консультантов, в роли учителя. Дети учатся брать на себя разные социальные роли. Есть категория детей, которая просто является наблюдателями. Привыкнув к ситуации, в последующем, они также включаются в работу.
При оценке работы группы подчеркиваю не умение быстро и правильно читать, а акцентирую внимание на том, насколько дети терпимы.
В процессе коллективной работы особое внимание обращаю на то, как дети сидят; внимательны ли они или отвлекаются; как ведут себя: живо или апатично; сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения; слушают ли друг друга; вовлекаются ли в работу слабые ученики; демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству.
В конце урока организую обсуждение результата работы групп. Такие обсуждения сплачивают группу, учат делать выводы и обобщения, развивают мыслительные процессы: внимание, память, мышление.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.
Наблюдая за ребятами, я провожу мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
Все выше перечисленное дает возможность в полной мере осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их психофизические особенности, темп работы, давать дифференцированные группам задания по уровню усвоения программного материала.
Такая работа приносит результаты с первых уроков, но для этого требуется серия таких уроков кропотливый труд учителя.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что коллективная работа в малых группах учит детей не только взаимодействовать друг с другом, она способствует наиболее качественному усвоению учебного, программного материала, дает положительную динамику в развитии мнестических функций, создает возможность наиболее успешной социализации.