Использование приспособлений на уроках столярного дела школы VIII вида для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Зимин Анатолий Владимирович, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Труд учащихся школы VIII вида в учебных мастерских надо строить с учетом реальных приемов и методов на промышленных предприятиях, а современное производство нельзя представить без использования различных приспособлений. Особенно велико их значение в машиностроении. Так, в серийном и массовом производстве на одну деталь приходится в среднем до 10 приспособлений. В процессе труда учащихся нельзя ограничиваться использованием технологии ручной и механической обработки материала. Необходимо обеспечить повышение уровня организации труда учащихся, устранения его монотонности, уменьшение усталости детей от труда, создание благоприятных условий для повышения интереса учащихся к рабочим профессиям.

Для этого необходимо механизировать трудоемкие работы, широко используя приспособления. Применение приспособлений – первый шаг к механизации труда школьников. Большое внимание следует уделить ознакомлению учащихся с прогрессивными методами труда, рациональной организации рабочего места. Успешно справиться с этой задачей помогают приспособления.

С простейшими приспособлениями школьники встречаются уже в 4 классе. Эти приспособления дают возможность ознакомить учащихся с конкретными примерами облегчения труда людей с помощью простых механизмов, вместе с тем, эти приспособления настолько просты, что внимание учащихся удается сосредоточить на самом процессе. Уже при организации труда на начальном этапе ученики получают ясное представление о влиянии приспособлений на производительность труда. Учащиеся убеждаются, что благодаря приспособлениям можно упростить и облегчить многие виды работ, повысить точность и чистоту обработки деталей.

Наиболее рациональным следует признать такой порядок ознакомления школьников с приспособление:

  • Работа без приспособления.
  • Доводка деталей с приспособлением.
  • Работа с приспособлением.

На уроках труда в школьных мастерских учащиеся встречаются с различными приспособлениями: шаблонами для разметки, различными оправками и т. п. В процессе труда следует обобщать знания о приспособлениях, полученных при изучении теории, обновляя в памяти их преимущество использования того или иного приспособления.

Например, большое значение для повышения производительности труда имеет использование штампов. Благодаря знакомству учеников со штамповкой на уроке они могут эффективно использовать этот прием при гибке скоб к дверной задвижке. Благодаря этому штампу деталь сложной конфигурации выполняется с высокой точностью за сравнительно короткий промежуток времени.

Для создания у учащихся политехнического представления о приспособлениях большое значение имеет изучение и использование в работе сверлильных кондукторов – приспособлений для металлорежущих и деревообрабатывающих станков, т. е. того оборудования, которое учащиеся изучают в мастерской в течение нескольких лет.

Применяемые в учебном и производительном труде школьников приспособления должны быть:

  • просты в изготовлении;
  • легко доступны в изучении и использовании;
  • универсальны.

Таким образом, использование приспособлений дает возможность повысить уровень учебного и производительного труда школьников, способствует развитию трудовой смекалки и сноровки. Проектирование приспособлений требует от школьников технической наблюдательности, Развивает в них стремление к рационализации и изобретательности.

Имеющиеся исследования восприимчивости к обучению учащихся школы VIII вида показывают, что учащиеся распределяются на группы по различным параметрам (пространственная ориентировка, мышление, моторика, работоспособность). У некоторой части школьников обнаруживается примерно одинаковый уровень восприимчивости к обучению по всем или большинству параметров, к ним относятся в основном самые сильные или самые слабые ученики. Другая часть учащихся имеет различные уровни по разным параметрам. Например, в развитии мышления, моторики и по другим показателям ученик относится к числу успевающих, а по развитию умения ориентироваться в пространстве значительно отстает.

Таким образом, многие учащиеся школы VIII вида успешно овладевают одними учебными предметами, но хуже занимаются по другим, часто обнаруживается неодинаковая восприимчивость к обучению в пределах одного предмета. Например, на уроках труда ученик хорошо усваивает теоретический материал, но отстает в практической работе по темпу и качеству изготовления изделия.

Это относится как к учебному, так и к производительному труду. Поэтому труд учащихся в школьных мастерских необходимо строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Этот принцип может быть реализован в содержании труда ( например, учитель дает задание отдельным школьникам изготовить изделие проще, а другим дает сложнее по конструкции) и в его организации (дифференцированный отбор учащихся по видам труда, учет индивидуальных особенностей при распределении по рабочим места и т. п.).

В своей практике я избрал несколько иной путь. С учетом индивидуальных особенностей детей были разработаны специальные приспособления, корректирующие те или иные отклонения в психофизическом развитии учащихся группы. Цель этой работы – выравнивание возможностей детей в процессе труда и повышение производительности детского труда. В ходе работы был проведен эксперимент по оценке зависимости результатов труда от особенностей учеников в условиях применения специальных приспособлений. Эксперимент проводился с группой 7 класса (8 человек), проходящих подготовку по столярному делу. Год обучения по данному профилю трудовой подготовки – третий.

В данной группе четыре ученика имеют наиболее сохранный интеллект. У этих учащихся все стороны деятельности развиты равномерно на довольно высоком по сравнению с другими уровне. Эти ученики принимают участие в анализе образца толково и верно. Самостоятельно планируют изготовление изделий, встречающихся ранее. Изготовляя изделие в соответствии с планом удерживают последовательность изготовления в сознании. Хорошо и быстро усваивают приемы работы, добиваются превращения их в навыки. Применяют приборный и глазомерный контроль. Добиваются хорошей производительности и качества работы, требуют оказания помощи со стороны учителя только в процессе изготовления более сложных изделий.

Остальные четверо учащихся относятся к группе с нарушением исполнительной стороны деятельности. Целевая и энергетическая стороны сохранны. Трудность этих учащихся связана с тем, что они не умеют качественно и своевременно усваивать приемы работы, имеют низкий уровень контрольных действий. В процессе изготовления изделий сохраняют достаточную работоспособность, качество работы низкое, желание трудиться не пропадает. Эти недостатки связаны с глубоким нарушением пространственной ориентировки в комплексе с нарушением моторики, координации, мелкой моторики пальцев.

У двоих учащихся нарушена энергетическая сторона деятельности. Они быстро утомляются. Это дети астеники, травматики. Они характеризуются рваным темпом работы (вначале высокий, затем резко падает). Эти ученики не приступают к работе без контроля учителя. Наличие таких детей при выполнении учебного задания резко снижало общий результат группы. С целью повышения производительности труда учащихся были разработаны приспособления, позволившие скорректировать недостатки детей, включить их в активную работу всей группы.

Анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о целесообразности использования приспособлений при учете индивидуальных особенностей детей. Если при общем подходе ко всем учащимся, дети с глубокими отклонениями в психике отставали от более развитых детей почти в двое, то при использовании приспособлений их производительность труда приблизилась к производительности труда остальных детей. Это в известной мере сняло проблему использования детей с глубокими нарушениями различных сторон трудовой деятельности в производительном труде.

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин