Соловьева Наталья Аркадьевна, воспитатель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"
В своей работе мы часто встречаемся с детскими ссорами. Но одни дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, другие – более конфликтны, ссоры и драки сопровождают их постоянно, они не могут найти выход из самых простых ситуаций. Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующих развитию конфликтности.
Важно определить их. Для этого я использую в своей работе различные диагностические методы:
- Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях).
- Методика Рене-Жиля (особенности межличностных отношений).
- Наблюдение с целью выявления причин возможного дискомфорта ребёнка в группе.
- Анкета для родителей (оценка личностных особенностей ребёнка).
Большинство исследователей показывают, что конфликтные дети – это часто жертвы дома. Домашняя ситуация таких детей проблематична и отличается неблагоприятным климатом. Когда ребёнок в семье «заброшен», он вымещает накопившиеся в его душе чувства в ссоре. Ребёнку не хватает внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка – хороший способ не только оказаться в центре, но и показать своё превосходство над другими. Возможна и обратная ситуация когда конфликтность является следствием эгоистичности ребёнка. Если дома он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе и со стороны других детей и взрослых и, конечно не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребёнка является сигналом, что в семье что-то не так. Исследовать внутрисемейные отношения можно через диагностические задания: « Нарисуй свою семью», « Психологический автопортрет», «Чего я боюсь» и др.; через посещения семьи и беседы.
Тактика работы с трудными, конфликтными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранного вами типа поведения по отношению к ребёнку.
- Сдерживайте стремление воспитанника провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив одного ребёнка в её возникновении, защищая другого. Старайтесь объективно разобраться в причине.
- После конфликта обговорите причины его возникновения, определите неправильные действия. Попытайтесь вместе найти возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда стоит сразу вмешиваться в ссоры детей. Например: когда двое в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, надо понаблюдать за этим конфликтом, возможно, сами смогут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом.
В воспитании, как известно, нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений, не требует доказательств. Но в педагогической практике, где ежедневно приходится сталкиваться с этими мелочами, золотое правило игнорируется. Так, вместо того, чтобы лишь улыбнуться, ответить шуткой и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко принимаются неадекватные меры наказания.
Неотъемлемая часть мастерства педагога – знание и умение применять приёмы общения в конфликтных ситуациях.
- Рассказ об аналогичном поступке. Цель: помочь воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением и верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.
- Обращение по неизвестному адресу. Педагог обращается к коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчёт делается на то, что адресат сам поймёт ошибочность своего поведения.
- Использование шутки. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.
- Авансирование доверием, похвалой.
- Приём незаслуженного одобрения. Например, как члена коллектива, заслуживающего одобрения педагога, хотя его общий успех ничтожно мал или вообще отсутствует.
- Привитие потребности самовоспитания. Самовоспитание начинается с самооценки, определить самооценку помогают тесты: "Лесенка", "Какой Я", "Машина Времени" и др.
В своей работе я использую всё, развивающие занятия, игры, упражнения, тренинги, которые учат детей выражать отрицательные эмоции надлежащим образом, т.е. обучаю адекватным способам выражения собственных чувств.
Одна из целей преодоления конфликтности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.