Наглядность как эффективное средство усвоения учебного материала на уроках трудового обучения

Рухлинская Эльвира Сергеевна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Своеобразие психики и деятельности умственно отсталых школьников вызывает необходимость специальной организации трудового обучения и применения особых педагогических приемов. Весь процесс трудового обучения органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития учащихся.

Коррекционная работа в коррекционной школе не просто добавление к учебному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Для того чтобы активизировать учащихся коррекционной школы на занятиях по труду, необходимо специальными приемами расширить их кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на занятиях по трудовому обучению учитель не может и не должен ограничиваться выработкой у учеников трудовых навыков.

Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности:

  • умение действовать по плану;
  • организованно, точно и аккуратно, контролировать и корректировать свои действия;
  • адекватно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения;
  • формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении, качества.

Этому способствует использование на уроках труда инструкционной карты. Инструкционная карта – это технологическая документация в виде карты или листка, содержащего процесс изготовления изделия.

Инструкционной карте присущи следующие отличительные черты: структурированность, технологичность и обобщенность.

Использование инструкционной карты обеспечивает условие для повышения качества обучения, так как:

  1. Учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;
  2. Организуется поэтапная самостоятельная учебная, познавательная деятельность школьников;
  3. Обеспечиваются условия для самоконтроля на любом из этапов изготовления изделия;
  4. Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Так же для повышения активности учащихся можно выделить следующие направления:

  1. Проблемность в обучении - это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний, умений, навыков, в ходе которой они участвуют в поисках решения проблем, выдвинутых перед ними.
  2. Показ социальной значимости выполняемой работы. Ученики более активно работают, если они видят практически значимый результат своего труда.
  3. Игра как средство стимулирования. Проводя стандартный урок, в него можно включить один или несколько игровых моментов. Нестандартный урок целиком может быть построен на игровой деятельности учащихся. Игра вывод ученика из жестких рамок урока, позволяет ему чувствовать себя более непосредственно. В игре ученик не боится ошибиться и действует более активно.
  4. Программированность в обучении. Программированное обучение, использующее идеи информатики, психологии и физиологии, является таким способом обучения, который дает существенную экономию времени и сил в переработке и усвоении учебной информации. На уроках трудового обучения программированность выражается в работе с технологическими картами и раздаточными карточками. Технологическая карта представляет собою план работы над изделием (по его изготовлению) и заполняется самим учеником под руководством учителя. Ученик в процессе заполнения уясняет последовательность операций и в ходе урока работает активно и самостоятельно. Раздаточные карточки используются в основном для закрепления материала, но могут использоваться и для других целей.
  5. Важность предварительного инструктажа. Ребенок плохо работает на уроке, если он не совсем понял, что и как ему нужно делать. В ряде случаев аномальные школьники оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать сформулированную в общей форме инструкцию о цели и характере деятельности. Если их внимание специально не фиксировать на связях и отношениях, с учетом которых задание должно выполняться, они игнорируют многие из них, отклоняясь от конечной цели работы. Чтобы этого не было на уроке труда, учитель обычно сопровождает показ подробными объяснениями и указаниями: как следует конкретно выполнять ту или иную операцию, на что именно обращать внимание при ее осуществлении.
  6. Подготовка к выставкам, общешкольным мероприятиям. Несомненно, ученик проявит больше активности и старания при изготовлении изделия, если будет знать, что на результат его работы будет смотреть вся школа.

Трудовое обучение – чрезвычайно значимая часть системы работы специальной (коррекционной) школы, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к общественно-полезной деятельности, адаптации как социально-бытовой, так и социально-трудовой в жизни. Трудовая деятельность открывает большие возможности для выявления особенностей учащихся и для формирования у них положительных качеств личности, социальной адаптации.

Инструкционная карта или технологическая карта представляет собою план работы над изделием (по его изготовлению) и заполняется самим учеником под руководством учителя. Ученик в процессе заполнения уясняет последовательность операций и в ходе урока работает активно и самостоятельно.

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин