Опыт организации углублённой трудовой подготовки учащихся 10-11 классов для детей с нарушением интеллекта в условиях города Асбеста

Маленьких Ольга Павловна,учитель-дефектолог, руководитель школьного методического объединения учителей трудового обучения,Асбестовская СКОШИ

Педагогическое сообщество специального (коррекционного) образования признало право каждого ребёнка на индивидуальность, на уникальность его потребностей, интересов, на адекватную помощь со стороны педагогов в процессе личностного и профессионального становления каждого ребёнка. Также бесспорной является необходимость обеспечения благополучной интеграции таких детей в социум.

В последние годы контингент учащихся специальных (коррекционных) учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью по выраженности "дефекта" становится всё более "тяжёлым". Возникает противоречие: между высоким уровнем требований общества к развитию социально-значимых качеств личности молодёжи и возможностью соответствовать этим требованиям выпускников специальных (коррекционных) школ.

 

Если данное противоречие не разрешать, то оно ведёт к серьёзным негативным последствиям: неадекватной самооценке выпускниками своих трудовых и профессиональных возможностей; неспособности осуществлять профессиональное взаимодействие с участниками трудовой деятельности в рамках должностных обязанностей; неспособности самостоятельно строить свою профессиональную карьеру и т.д. Эти последствия приводят к социальной и трудовой дезадаптации выпускников.
С 1993 года наша школа реализует углублённую трудовую подготовку учащихся 10 класса, а с 2006 года 10-11 классов. В образовательном учреждении сложилась модель организации углублённой трудовой подготовки учащихся с лёгкой умственной отсталостью, которая представлена на схеме №1. Деление учащихся на трудовые группы осуществляется по традиционному принципу (группы мальчиков и группы девочек).

МОДЕЛЬ УГЛУБЛЁННОЙ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
В 10-11 КЛАССАХ АСКОШИ
Схема № 1.

Особенности организации углублённой трудовой подготовки учащихся 10-11 классов в условиях города Асбеста заключаются в том, что на каждом профиле трудового обучения решаются специфические задачи. Задачи допрофессиональной подготовки решаются на традиционных профилях трудового обучения: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Швейное дело", "Кулинария" (девочки). Адресная подготовка на рабочие места осуществляется на профилях "Помощник воспитателя детского сада", "Палатная санитарка", социальная подготовка проходит на профиле "Кулинария" (мальчики).

Коренным отличием организации трудового обучения в 10-11 классах является организация производственной практики учащихся на базе реальных предприятий города Асбеста. Взаимодействие с предприятиями города осуществляется на договорных основах. В настоящее время сложилось социальное партнёрство с такими предприятиями как "Техносервис", швейное ателье "Галант", ДОУ№38, детская поликлиника. Нами используются для организации трудового обучения школьный медицинский блок, школьная столовая. Старшеклассники под руководством учителя выполняют трудовые обязанности в рамках реальных должностных обязанностей по доступным профессиям (санитарки, кухонного рабочего, помощника воспитателя детского сада, слесаря-жестянщика, плотника, швеи-мотористки), осваивают оборудование, приспособления, которые используются в практической деятельности населения нашего города, что максимально приближает их к реальной трудовой жизни. Всем ученицам оформляются медицинские книжки, проводятся необходимые медицинские осмотры для работы в пищеблоках, дошкольных образовательных учреждениях.

Трудовая деятельность учащихся в учебной или производственной мастерской (как бы эти мастерские ни были оборудованы) всегда отличаются от труда на производственном предприятии. Отличия проявляются не только в технологическом процессе, но и в организации труда (распределении заданий, контроль, учёт, время работы, оплата труда). Главное условие, характеризующее практику на производственном предприятии, состоит в том, что учащиеся включаются в сферу взаимоотношений коллектива бригады или участка. Это позволяет подготовить выпускников к преодолению возникающих в ходе профессиональной деятельности трудностей, сформировать у них умение правильно оценивать поступки окружающих людей и делать для себя верные практические выводы - эти задачи производственной практики не менее важны, чем овладение технологией предприятия. Таким образом, при организации производственной практики учителю необходимо продумывать решения задач по адаптации школьников к технологическому процессу, к условиям труда на данном производстве, а также к тем отношениям, которые сложились в коллективе предприятия.

Производственная практика позволяет осуществить старшеклассникам "профессиональные пробы" и сделать для себя выбор сферы дальнейшей трудовой деятельности, что позволяет избежать ситуации профессионального неуспеха, которые бывают для людей с ОВЗ очень болезненными.

Завершается углублённая трудовая подготовка итоговой аттестацией по выбранному профилю трудового обучения. В экзаменационную комиссию входят представители предприятий, на которых проходила производственная практика, учителя трудового обучения, представители Асбестовского политехникума. По результатам выполненной практической работы, собеседования по ней и устным ответам на вопросы по материаловедению и технологии изготовления изделий экзаменационная комиссия может присвоить квалификационный разряд по рабочей специальности. Так в прошлом учебном году 2 разряд слесаря-жестянщика получили 5 выпускников 11 класса. Те же выпускники, которым не был присвоен разряд, получают характеристику с перечнем работ, которые они могут выполнять самостоятельно. Таким образом, по окончанию школы выпускники могут получить дополнительно к свидетельству об окончании школы государственного образца (за 9 классов) свидетельство об окончании 11 классов (по установленной в образовательном учреждении форме), удостоверение о присвоении квалификационного разряда по выбранной профессии, медицинскую книжку, характеристику с перечнем работ, которые выпускник может выполнять самостоятельно. Наши многолетние изучения катамнеза выпускников позволяют сделать вывод о том, что трудоустройство выпускников, прошедших углублённую трудовую подготовку составляет от 50% до 83%, что значительно превышает средние показатели по Российской Федерации. Эти выпускники лучше социализируются в условиях города Асбеста, становятся более успешными в семейных отношениях, чем выпускники 9-ых классов. Это подтверждает эффективность организации углублённой трудовой подготовки учащихся 10-11 классов для детей с нарушением интеллекта в условиях города Асбеста.

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск