Организация работы по обогащению, уточнению, активизации словаря учащихся во время групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Алифер Наталья Анатольевна,  учитель-дефектолог, "Новоуральская СКОШ №59"

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. 
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения готовят своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Поэтому обучение в них, в том числе и преподавание русского языка, носит практический характер. Являясь средством общения и орудием мышления, речь играет важную роль в жизни человека как регулятор его поведения и практической деятельности. Овладение навыками речи оказывает влияние на общее развитие ребенка, в частности на развитие познавательных способностей.

В системе преподавания русского языка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении находят свое место не только упражнения, рассчитанные на формирование у учащихся с задержкой психического развития различных навыков речи, но и задания, позволяющие учащимся упражняться в практическом применении этих навыков. Это, главным образом, задания на развитие связной речи учащихся. Однако в учебниках "Русского языка" количество их недостаточно.

Так в учебнике "Русский язык" для 5 класса в разделе "Имя существительное" задания на синонимическую замену составляют 3, а на подбор антонима – 4 из 269 упражнений по теме "Имя существительное".

Анализируя вышеизложенное, видно, что специальных упражнений, способствующих формированию, обогащению словаря учащихся синонимами и антонимами недостаточно.

Компенсировать этот недостаток помогают групповые и индивидуальные коррекционные занятия по программе "Развиваем мышление и речь" и установление в школе единого речевого режима. Такое широкое организованное использование речи учащихся в различных ситуациях способствует установлению связи обучения с жизнью, активизации учебной деятельности детей и приучению применять приобретаемые умения на практике.

Прежде чем перейти к характеристике различных видов упражнений практического применения вырабатываемых у учащихся навыков речи, следует коснуться вопроса обогащения, уточнения, активизации их словарного запаса. Организуя работу в данном направлении, необходимо учитывать, что словарные упражнения должны в качестве необходимого компонента входить во все виды учебных и внеучебных занятий.

При разработке системы практических упражнений по расширению, уточнению словарного запаса учащихся я опиралась на имеющиеся в методике русского языка специальной (коррекционной) образовательной школы методические положения таких исследователей, как А.К. Аксенова, В.П. Свириденков, А.Г. Зикеев.

В системе лексической работы значительное место принадлежит работе над синонимами и антонимами.

Работа над синонимами обогащает словарь ученика с задержкой психического развития, приучает его наиболее ясно, точно выражать свои мысли, устраняет однообразие и монотонность речи, делает её яркой, выразительной. Поэтому работа над синонимами в специальном (коррекционном) образовательном учреждении должна быть обязательной составной частью школьного обучения языку.

Учащиеся 5 класса специальной (коррекционной) школы владеют значительным, хотя и недостаточным для полного общения, словарем. В условиях неполной сформированности речи работа над синонимическими средствами языка должна идти в двух основных направлениях:

  • поиск сходства слов-синонимов, их взаимозаменяемость;
  • нахождение различий в значении слов-синонимов (в синонимическом ряду).

Основным звеном в работе над синонимами следует признать синонимический ряд. Поскольку синонимический ряд может состоять их двух-трех и более слов, при обучении важно выделить в нем стержневое слово, более употребительное, чем остальные синонимы того же ряда, например, слово враг в ряду противник, неприятель, недруг. Доминантное слово – семантически максимально емкое, поэтому знакомство с синонимическим рядом необходимо начинать именно с него.
Для многих синонимических рядов характерно нарастание или убывание степени того или иного признака, следовательно, слова в таких синонимических рядах могут усваиваться последовательно, в соответствии с градацией того значения, которое составляет семантический стержень ряда, например, тишина, безмолвие, молчание, спокойствие.

Для специальных задач развития речи учащихся решающее значение имеет работа над синонимами, которая направлена на уточнение, выделение тех или иных значений, отражающих качества и свойства предметов и явлений действительности. Например, синонимы рисунок – картинка - иллюстрация объединяет общее значение изображения, хотя в зависимости от его характера их следует использовать в сочетании с разными словами: рисунок ученика в альбоме, веселая картинка в журнале, иллюстрация к сказке.

В работе над синонимами важно использовать эквивалентные замены, выраженные антонимами с отрицанием. Это тесно связано с внедрением в речь учащихся антонимов – слов с противоположным значением, употребляемых при назывании контрастных понятий, например: друг – враг, мир - война, холод – жара. В этом отношении работа с антонимами, опираясь на сопоставление, сравнение способствует осознанию лексического значения контрастных слов, выделению общей семантической основы и существенных отличий.

Антонимы в значительной степени способствуют уяснению значения слова. Работа с антонимами требует от учащихся таких логических операций, как сравнение, противопоставление и тем самым способствует развитию мыслительной деятельности умственно отсталых детей.

При работе над синонимами и антонимами во всех грамматико–орфографических темах используются следующие виды упражнений:

  • к данным словам подобрать синонимы (антонимы);
  • в данных предложениях подчеркнуть синонимы (антонимы);
  • заменить выделенные слова синонимами (антонимами);
  • закончить предложения словами, синонимичными (антонимичными) выделенным.

Расширение, уточнение, активизация словарного запаса учащихся с задержкой психического развития требуют системы специальных упражнений, побуждающих активно употреблять приобретенные слова, закрепляя их в речи.

На основании вышеизложенного, мною была разработана и предложена система лексических упражнений для работы над синонимами, антонимами в рамках программы групповых и индивидуальных коррекционных занятий "Развиваем мышление и речь" для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы. Данная система разрабатывалась на основе методики А.К.Аксеновой. В ней использовались упражнения, разработанные Н.Н.Бебешиной, А.Г Зикеевым, а также собственные разработки упражнений (см. Приложения).

Эти упражнения способствуют развитию речи детей, расширяют их активный словарь, уточняют и активизируют словарный запас, воспитывают умение адекватно выбирать слова для выражения своих мыслей и делают речь правильной и выразительной.
Разработанная и предложенная система упражнений позволила мне целенаправленно организовать работу по обогащению, уточнению, активизации словаря учащихся 5 классов во время групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также предложить свой опыт работы учителям русского языка, учителям-дефектологам.

Литература

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К.Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  2. Бебешина, Н.Н. Развитие речи на уроках русского языка в V – VIII классах вспомогательной школы / Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков. – М. : Просвещение, 1978. – 208 с.
  3. Дубовец, З.В. Развитие речи с помощью синонимии / З.В. Дубовец // Начальная школа. – 2001. - №2. – С. 104 – 105.
  4. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб-метод. пособие. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  5. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский цент "Академия", 2005. – 200 с.
  6. Ладыженская, Т.А. Практическая методика русского языка / Т.А.Ладыженская, Л.М. Зельманова. – М. : Просвещение, 1995. – 288 с.
  7. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1980. – 240 с.
  8. Свириденков, В.П. Сборник упражнений по русскому языку для старших классов вспомогательной школы / В.П. Свириденков. М. : Просвещение, 1969. – 222 с.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложения.doc)Приложения.doc61 Кб

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин