Тупикина Ирина Анатольевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"
Нарушения процесса чтения представляют собой наиболее распространенную форму речевой патологии детей школьного возраста и потому относятся к активно развивающейся области исследований. Современные представления о чтении базируются на фундаментальных исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. ученых, рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющих многоуровневое иерархическое строение. В функциональной системе чтения тесно связаны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых вносит специфический вклад в формирование определенных операций чтения.
Одной из существующих в мире теорий, объясняющих дислексию, является теория зрительного дефицита при нарушении чтения. В рамках концепции данной теории большое внимание уделяется изучению зрительного внимания у детей с дислексией. Согласно современным представлениям, внимание рассматривается как общая готовность организма к реагированию на раздражители различных модальностей. Следовательно, зрительное внимание может считаться фактором, запускающим зрительное восприятие, а значит, во многом определяющим его результат. Среди параметров зрительного внимания, влияющих на процесс чтения, отечественные и зарубежные исследователи выделяют – избирательность, устойчивость, способность к переключению и распределению. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время в изучении зрительных факторов дислексии условно выделяют несколько аспектов: исследование зрительного узнавания, зрительного запоминания и изучение околомоторной (глазодвигательной) активности. Именно эти компоненты составляют функциональную базу зрительных операций чтения. Несформированность любого из них может привести к возникновению стойких нарушений чтения у детей.
Выделяют следующие патогенетические механизмы нарушений чтения:
- несформированность сенсомоторных операций (зрительного восприятия, зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);
- несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень);
- нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).
Каждый подход к изучению дислексии предполагает особое понимание патогенетических механизмов нарушения чтения, что приводит к различным трактовкам ошибок чтения. В результате изучения навыков чтения, устной речи и зрительных функций у учащихся отечественные учёные установили взаимосвязь между особыми типами нарушений чтения и несформированностью определённых психических функций (речевых и зрительных).
Выявлено, что нарушение речевых операций, составляющих базу для овладения чтением, сопровождаются следующими видами дислексических ошибок:смешения букв, обозначающих акустико-артикуляционно близкие согласные и гласные звуки; смешения букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные; ошибки ударения; нарушение норм орфоэпии; аграмматизмы; ошибки в прочтении окончаний.
Нарушения зрительных функций приводят к возникновению следующих ошибок чтения: замены слов на основе зрительного сходства; реверсии букв и слогов; персеверации; антиципации; оптические ошибки; ошибки интонационного обозначения границ предложения; пропуски и повторы слов; перестановки слов.
Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов (зрительная и моторная функция) и нарушениях интегративного взаимодействия этих функций, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции. Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить.
Анализ и систематизация ошибок, допускаемых учащимися при чтении, позволили спланировать систему работы по коррекции дислексии. На каждом занятии в коррекционную работу по устранению дислексии включены не только традиционные логопедические приёмы формирования всех компонентов устной речи, но и развитие зрительных функций учащихся. Задачи данной работы состоят в развитии и коррекции гностических и моторных компонентов зрения учащихся.
Работа по развитию и коррекции гностических зрительных функций включает в себя:
- Развитие и коррекция внимания и зрительного восприятия
Содержание работы: развитие зрительного внимания; развитие концентрации и устойчивости внимания; увеличение объёма внимания; развитие распределения, переключения внимания;
Виды работ: отыскивание на квадратных таблицах разной сложности цифр в порядке возрастания; вычисление из цифровых таблиц отсутствующих чисел; вычёркивание и нахождение заданных букв; переписывание бессмысленных слов
путешествие по лабиринтам; выполнение узоров по образцу, рисование по клеточкам; нахождение отличий в картинках, нахождение одинаковых предметов; расстановка в таблице (в фигурах) знаков по образцу - Развитие зрительного анализа и синтеза:
Содержание работы: развитие и коррекция зрительного анализа; развитие и коррекция зрительного синтеза; выработка помехоустойчивости зрительного восприятия
Виды работ: нахождение одинаковых предметов, букв; уточнение сенсорных эталонов (размер, форма, цвет); составление целостных изображений из частей;
узнавание объектов в сложных, зашумлённых условиях;узнавание предметов, расположенных в непривычных проекциях; дорисовывание симметричных изображений, геометрических фигур, букв. - Развитие зрительной и оперативной памяти
Содержание работы: развитие и тренировка зрительной памяти; развитие и тренировка оперативной памяти.
Виды работ: составление фигур из палочек (по памяти); запоминание изображённых предметов, фигур, букв, слогов, слов, предложений; зрительные диктанты.
Работа по развитию и коррекции зрительных и моторных функций
- Развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз:
Содержание работы: решение простых глазодвигательных задач; развитие серийных движений глаз; развитие зрительно-моторных координаций; развитие глазомерных операций; формирование устойчивого навыка слежения взором в направлении слева направо. Виды работ: зрительная гимнастика; перевод взгляда с одного предмета на другой, выполнение инструкций логопеда (рисование глазами различных фигур); развитие глазомерных операций; поиск выхода из лабиринта; поиск точки на карте по заданному маршруту; зрительное деление объектов пополам; зрительное сопоставление предметов по размерам; зрительное измерение предметов при помощи масштаба; зрительный счёт предметов; чтение слоговых таблиц и слов разной слоговой структуры - Развитие зрительно-пространственных представлений. Содержание работы: формирование схемы тела;ориентировка в системе координат: лево-право, верх-низ;развитие ориентировки в пространстве. Виды работ: отработка понятий "право - лево"; выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений,
- Развитие зрительно-моторных координаций. Содержание работы: автоматизация содружественного движения руки и глаза – в начале в направлении сверху вниз, затем слева направо. Виды работ: проведение линий по пунктирам, по образцу; рисунки по образцу, по точкам, по клеточкам, графические диктанты.