Особенности словарной работы на уроках грамматики с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кичигина Марина Геннадьевна, учитель, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"

Одной из главных причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна,шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.

Важной работой в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках письма и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Только систематическая словарная работа способствует формированию не только учебных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания, мышления. Проведение словарной работы зависит не только от характера лексического материала, но и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

При работе со словарным словом ставятся следующие задачи:

  1. Обогащение словарного запаса речи учащихся.
  2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
  3. Активизация словарного запаса речи учащихся.

При работе со словарём проводится большая коррекционная работа. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи и загадки, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.При обучении детей на уроках письма систематически отводится время для закрепления пройденных слов и знакомством с новыми словарными словами.

Для работы используется самодельный словарик. Правила пользования этим словарём прописаны на его первой странице, заниматься с ним можно как индивидуально, так и с группой детей.

Методика работы над словарным словом в коррекционной школе с учащимися на уроках письма следующая.

  1. Угадай-ка.Подбор загадок с использованием словарного слова.
  2. Шифровка.Прочитывание напечатанного в ребусе слова с последующей его записью. В этом задании учащимся предлагается сложить буквы по порядку так, чтобы получилось слово. Проговорить слово по слогам, записать его, поставить ударение, выделить орфограммы, которые нужно запомнить.
  3. "Проникновение в тайну слова". Выяснение его лексического значения. Запись слова и прочитывание определения.
  4. Однокоренные слова.Подбор к изучаемому слову однокоренных слов с помощью учителя и наводящих вопросов, а также образование новых слов при помощи приставок и суффиксов. Это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребёнка. Выделение в словах общей части (введение понятия – корень) позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
  5. Мудрый словарик. Использование в работе пословиц и поговорок. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Обогащается активный словарный состав слов.В этом задании предлагается дописать пропущенное словарное слово в пословицу, поговорку или предложение. В это задание входят и устные упражнения: толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимических слов или словосочетаний. Например: Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
  6. Составление словосочетаний.Перед тем, как выполнить последнее задание словаря, мы составляем с изучаемым словом словосочетания, затем распространяем их до уровня предложения с последующей самостоятельной его записью.
    Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют "Орфографические пятиминутки", комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.

В "Орфографические пятиминутки" можно включить следующие задания:

  1. Чтение стихов, нахождение в них словарных слов, с последующей записью их в тетрадь.
  2. Игра в "Футбол". Класс делится на две команды, которые в порядке очереди выходят к доске и вставляют в слово пропущенную букву, затем команды проверяют друг друга.
  3. Игры "Собери слово из слогов", "Расшифруй слово", "Вставь пропущенное слово", "Недописанные элементы букв словарного слова", "Лишнее слово".
  4. Узнавание слова по описанию признаков предмета.
  5. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с "окном") – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (станок, верстак, стамеска, металл, железо).
  7. Составление деформированного предложения.
  8. Отгадывание кроссвордов.

Высокоэффективным, реализующим различные формы обучения, воспитания и развития является применение словариков на уроках письма. Это позволяет в увлекательной творческой форме осуществлять обучающую и познавательную и коррекционную деятельность.

В центре внимания такой работы стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Для учителя же такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми различными словами, на разных этапах обучения, с детьми разных возрастов.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

По толковому словарю С.И.Ожегова "обогатить" – значитсделать богаче. Считаю, что дети, благодаря работе над словом, обогащаются не только языковыми знаниями, но и духовно.

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск