Повышение мотивации к учебной деятельности у детей с задержкой психического развития

Жулякова Т.И., Ожегова Н.Л., Киселёва И.Е., учителя начальных классов ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа"

Цель: формирование положительной мотивации в учебно- познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

  • изучить особенности формирования познавательной мотивации младших школьников с задержкой психического развития;
  • развивать интерес и внимание на уроках математики и при изучении предметов гуманитарного цикла, как основного условия успешного обучения;
  • отобрать и использовать современные средства видеотехники для моделирования различных познавательных ситуаций, развития творческих и познавательных способностей учащихся;
  • формировать у младших школьников навыки поиска и обработки информации с помощью технических средств и научно- популярной литературы.

Особенности детей с задержкой психического развития:

  • недостаточный запас знаний и представлений об окружающем;
  • пониженная познавательная активность;
  • слабость регуляции произвольной деятельности;
  • нарушение различных сторон речи;
  • нарушение внимания;
  • плохая память;
  • низкий уровень восприятия;
  • своеобразие мыслительной деятельности.

Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов

Важную мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников с ЗПР 72%, а познавательный интерес называется очень редко 28%. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.

Используемые технологии

  • Объяснительно-иллюстративные;
  • Игровые технологии;
  • Технологии индивидуализации обучения;
  • Информационно- коммуникативные технологии.

В качестве основных педагогических средств используем различные виды игровых приемов:

  • познавательные;
  • логические;
  • дидактические;
  • сюжетно-ролевые;
  • словесные;
  • игра-путешествие;
  • подвижные.

Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с ЗПР, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:

  • Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  • Сотрудничество учителя и ученика;
  • Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
  • Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
  • Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
  • Использование метода малых групп;
  • Гарантирование ученику права на повышение оценки;
  • Поощрение ученика.

С психолого-педагогической точки зрения такая форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, его самооценка строится на основании реального осознания успехов и возможностей.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психические особенности младших школьников одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал, математические и грамматические задания.

Обеспечение условий на учебных занятиях:

  • избегать будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных навыков;
  • стимулировать познавательные навыки многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами шутками, занимательными упражнениями);
  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно - поисковые методы обучения.

Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и учителям;
  • оценивать ответы и работы товарищей;
  • самостоятельно выбирать посильное задание.

Внеклассная работа:

  • спортивные соревнования;
  • походы;
  • конкурсы;
  • озеленение участка.

Сотрудничество с городской библиотекой им. Павленкова, посещение краеведческого музея г.Верхнего Тагила.

Консультативно-просветительская работа проводится для оказания помощи воспитателям, родителям, учителям школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Методические консультации с воспитателями детского дома-школы впо текущим проблемам ребенка.
  2. Методические консультации родителям по теме "Причины неуспеваемости учащихся с ЗПР и пути их преодоления".
  3. Взаимопосещение уроков учителей начальных классов с целью выработки единых требований в организации учебной деятельности.

Комплексная работа ведется тесном сотрудничестве со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом. Эта работа направлена на повышение успеваемости и качества знаний у школьников.

Литература

  1. Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999г.
  2. Диагностика и коррекция задержкт психического развития у детей./ под редакцией С.Г. Шевченко М., 2005г.
  3. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержании е специальной психологической и дефектологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002г.
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04
  • picture-05

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин