Повышение уровня физической подготовленности учащихся 1-4 классов для детей с легкой умственной отсталостью

Кузнецова Мария Георгиевна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в настоящее время, когда возрастает число факторов, неблагоприятно влияющих на детский организм. Влияние экзогенных и эндогенных факторов в равной мере отрицательно сказывается на процессах роста и общего развития ребенка, и проявляется в снижении адаптационных возможностей растущего организма.

Младшим школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма младшего школьника с умственной отсталостью, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно головного мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская).

В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, закладываются фундамент здоровья и основы развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Для того чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем физического состояния.

К основным компонентам физического состояния относят физическое развитие, оцениваемое по данным морфофункциональных признаков, физическую подготовленность, отражающую динамику развития физических качеств, физическую работоспособность, определяемую развитием энергетических механизмов организма, его кислородообеспечивающей системы, а также уровень соматического здоровья. Между физической работоспособностью и здоровьем выработались многочисленные зависимости и взаимодействия. Важнейшие компоненты физической работоспособности неодинаково коррелируют со здоровьем.

Последними исследованиями в системе обучения, воспитания и развития младших школьников с легкой умственной отсталостью установлено, что наиболее успешно поддаются коррекции те двигательные нарушения, которые выявлены преподавателями по физическому воспитанию и на более ранних этапах развития определены специалистами (клиницисты, ортопеды, психоневрологи). Лишь при этих условиях работа может осуществляться как в теоретическом, так и в практическом аспекте: всестороннее физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности; переработка информации учащимися на основе словесной регуляции при выполнении движений и осмысление ее; соответствие полученной информации результатам обратной связи; развитие двигательных способностей как одного из факторов повышения двигательной активности.

Ссылаясь на первое положение учителю физической культуры с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью необходимо определить, какие двигательные функции сохранны, какие нарушены и в какой степени.

Обследование двигательной сферы данной категории детей показали как первых, так и вторых. Выявив эти особенности, была определена степень нарушений, подобраны соответствующие упражнения для их коррекции, опираясь на сохранные двигательные способности детей.

Второе положение определяет необходимость словесного опосредования движений, которые выполняет ученик и его одноклассники. При этом расширяется словарный запас, происходит развитие познавательных возможностей средствами физического воспитания.

Третье предположение обосновано тем, что обследование двигательной сферы мы можем получить за счет точных методик, с помощью которых будет обработан полученный результат и это станет объективной информацией.

Четвертое положение определяется уровнем развития двигательных качеств конкретного ученика. Именно качество выполнения упражнений является показателем индивидуальных двигательных возможностей.

Во главе, стоит выносливость, хотя сила, скорость движения и координация (ловкость) оказывают свое влияние в комплексе составляющих.

Понятие «выносливость» употребляется в обыденной речи в очень широком смысле для того, чтобы охарактеризовать способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической (мышечной) деятельности. Воспитание выносливости осуществляется путем решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов организма.

Выносливость развивают циклическими видами физических упражнений при выполнении их в среднем темпе до появления утомления и продолжают еще немного, преодолевая утомление. Затем постепенно увеличивают объем нагрузки за счет увеличения расстояния, времени выполнения задания. Когда организм адаптируется к максимальному для него объему работы, постепенно увеличивается интенсивность нагрузки за счет увеличения темпа выполняемой работы. Поддерживать качество выносливости необходимо на каждом занятии, например, с помощью бега, различных тренажеров или комплексов общеразвивающих упражнений.

В качестве элементов каждого урока я ввела упражнения, направленные на повышения уровня физического состояния данной категории учащихся, где базовым двигательным качеством стала выносливость. Основными методами развития общей выносливости являются:

  1. метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
  2. метод повторного интервального упражнения;
  3. метод круговой тренировки;
  4. игровой метод;
  5. соревновательный метод.

В качестве средств развития общей выносливости мною использовались: дозированный бег в аэробном режиме; ритмическая гимнастика; дыхательные упражнения; подвижные игры; общеразвивающие упражнения, выполняемые в движении; прыжки; различные виды ходьбы.

Используемые упражнения, направленные на развитие общей выносливости значительно повысили уровень физической подготовленности и способствовали улучшению всех показателей физического развития.

Литература

  1. Белоусов А.И. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – Ект., 2006.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.
  3. Болонов. Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. – М., 2003.
  4. Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием младших школьников. – М., 2011.
  5. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе. 2-е изд., дополненное.- М.: Просвещение, 2009.
  6. Сермеев Б.В. Методика воспитания физических качеств у аномальных детей. - Горький, 1976.
  7. Шевченко С.Т. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М.: Владос, 1999.
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск