Желонкина Татьяна Александровна, учитель, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ"
За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо иметь практические навыки работы на компьютере, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Применение компьютерных технологий в преподавании математики волнует сейчас многих учителей. Несмотря на разворачивающийся в последние годы “компьютерный бум”, перед нами открываются как перспективы при применении компьютерных технологий, так и трудности связанные с этим вопросом. Трудности, связанные с техническим обеспечением, методическим оснащением. Для этого необходимы обученные учительские кадры, которые свободно владеют общими навыками работы за компьютером.
Рассмотрим несколько основных дидактических функций компьютера в преподавании математики в коррекционной школе VIII вида.
- Электронная доска, использование мультимедиа-проектора на уроках математики.
- Моделирование.
- Формирование геометрических знаний, пространственных представлений.
- Метод проектирования.
Конечно, выполнение всех этих функций предполагает большой труд учителя. Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий. Мною используется на уроках математики один из новых методов.
Компьютерная технология для обучения элементам наглядной геометрии. Для более эффективного изучения предмета я разработала комплекс занятий. В занятиях подобраны упражнения направленные на формирование мотивации введения понятий, выявление его существенных свойств, на распознавание объекта. Упражнения на систематизацию понятий, применение понятий на практике.
Из своих наблюдений могу отметить несколько положительных моментов использования компьютерной технологии.
- Ученик приучается аккуратно выполнять чертеж, после правильного и аккуратно построенного чертежа на компьютере, учится соизмерять толщину линий при построении разных геометрических фигур на одном чертеже.
- Лучше дифференцирует геометрические фигуры и тела (они изображены разного цвета и в разном положении).
- Может преобразовать фигуру или смоделировать новую.
- Можно сравнивать геометрические фигуры наложением: длины отрезка, величины угла, площади фигур.
- Лучше усваиваются различия между кругом и окружностью.
- Выполняются упражнения на моделирование взаимного положения геометрических фигур.
- Способствуют развитию глазомера упражнения на определение длины отрезка, построение параллельных и перпендикулярных прямых.
- Работа с мышкой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Типы уроков математики с использованием информационных технологий
Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.
- Использование компьютера в демонстрационном режиме:
- при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
- при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
- при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
- при работе над ошибками и т.д.
- Использование компьютера в индивидуальном режиме:
- при устном, индивидуальном счете;
- при закреплении;
- при тренировке;
- при отработке ЗУН;
- при повторении;
- при контроле и т.д.
- Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:
- в исследовательской деятельности;
- в проектной деятельности учащихся;
- при проверке домашней работы;
- при проверке контрольной работы и т.д.
Использование компьютера в проектной деятельности учащихся. Презентация учащихся "Основные свойства квадрата". Авторы проекта: Борунова Елена, Александр Васёв, Дрокина Эльвира – учащиеся 5 класса
Цели исследования
- Выявить, есть ли связь между основными свойствами квадрата и материалом, из которого он изготовлен, цветом, величиной.
- Установить, как изменится квадрат, если мы нарушим его основные свойства.
Гипотеза
- Изменение цвета, размера, материала, из которого изготовлен квадрат, влияет на его основные свойства.
Задачи исследования
- Собрать информацию о свойствах квадрата как геометрической фигуры.
- Провести эксперимент и наблюдения за свойствами квадрата.
- Сделать выводы по теме.
Ход исследования
Мы изучили литературу про свойства квадрата. Выяснили:
- У квадрата все стороны равны. Это свойство проверили с помощью линейки.
- У квадрата все углы прямые. Это свойство проверили с помощью угольника.
Из цветной бумаги и ткани построили с помощью угольника квадраты различного цвета, величины.
Наблюдение №1.
- При построении заметили, что все углы у квадратов прямые.
- При измерении линейкой сторон увидели, что стороны равны.
- Основные свойства квадрата не зависят от материала, цвета и величины
Наш эксперимент
При дальнейших построениях мы провели следующие эксперименты: изменили длину сторон, изменили величину углов. В итоге мы наглядно увидели, что квадрат при данных изменениях превращается в различные четырехугольники, но при этом свойства квадрата нарушаются.
Главный вывод
Цвет, размер, материал не влияют на основные свойства квадрата. Но при изменении длины стороны и величины угла нарушаются его основные свойства. Наша гипотеза не подтвердилась.