Сероштанова Наталья Юрьевна, Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО "ИРО"
В статье рассматривается понятие информационной образовательной среды образовательного учреждения и ее структура. Описывается особенности и приемы использования неспециализированных информационных и коммуникационных технологий в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий реализации основной образовательной программы начального (основного общего) образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является наличие информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения. На рисунке 1 изображена схема ИОС образовательного учреждения:
Рис. 1. Информационная образовательная среда ОУ
Информационные образовательные ресурсы включают в себя учебно-методические комплекты по предметам, в том числе и цифровые образовательные ресурсы на дисках, федеральных образовательных порталах, созданные педагогами. Информационные и коммуникационные технологии, являются технологической основой ИОС: компьютеры, интерактивные доски и прочее оборудование, оборудование, коммуникационные каналы, системное и прикладное программное обеспечение.
Система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Таким образом, педагогу специального(коррекционного) учреждения необходимо владеть методиками применения ИКТ в обучении детей с ОВЗ.
Разработчики новых Федеральных государственных стандартов утверждают, что система ИОС имеет следующую иерархию: единая ИОС страны, единая ИОС региона, ИОС образовательного учреждения, предметная ИОС, ИОС учебно-методического комплекса (УМК), ИОС компонентов УМК, ИОС элементов УМК (рис. 2).
Рис. 2. Иерархия системы ИОС
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать[4]:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Одним из универсальных учебных действий в рамках ФГОС основного общего образования, является формирование и развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии в обучении играют важнейшую роль и являются:
- технологической основой информационной образовательной среды;
- одним из важнейших средств реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта;
- важнейшим инструментом деятельности учителя и ученика.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является перспективным направлением развития специального образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Существует ряд специальных аппаратных и программных разработок по применению ИКТ в обучении детей с ОВЗ. Например, такие как:
- программно-аппаратный комплекс "Видимая речь III" является разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Он предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям,
- логопедический тренажер "Дэльфа-142" помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести элемент игры в процесс коррекции речи, дублировать речевой материал, работать со стимульным материалом (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащая речь). Кроме того, процесс коррекции нарушений строиться с учетом уровня развития ученика. Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова,
- визуальный тренажер произношения программа, которая разрабатывалась в центре "Специальные образовательные технологии" как более доступный по стоимости аналог версий программы "Видимая речь". Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами. Функционально эти модули требуют от компьютера меньших ресурсов, чем программа "Видимая речь". Основное предназначение – начальные этапы постановки речевых функций при работе с тяжелой речевой патологией (нарушения слуха, ринолалия, дизартрия и др.). Используя визуальный контроль "ВТП" и его игровую мотивацию, можно добиться интенсивного развития начальных сенсомоторных функций, значимых для становления громкой речи в целом.
Помимо специального программного обеспечения (для них уже разработаны рекомендации по применению), существуют и неспециализированные аппаратно - программные средства, которые можно использовать в обучении детей с ОВЗ. Рекомендаций по использованию таких средств практически нет, не смотря на то, что они имеют высокий потенциал для достижения положительных эффектов в обучении детей с ОВЗ.
Мы выделяем следующие направления неспециализированных ИКТ.
Использование готовых электронных образовательных ресурсов федеральных порталов.
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/. Направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования, в том числе и для специального обучения. ЭОРы сайта называются учебными модулями и открываются с помощью программы oms-плеер, которую можно скачать на главной странице этого сайта. Учебные модули делятся на информационные, практические и контрольные. Пример модуля по теме "Безударная гласная. Орфография" для детей с пониженным слухом на рисунке 3.
Рис. 3. ОМС-модуль информационного типа
Данный сайт содержит ресурсы, ранжированные по следующим уровням доступности: затруднения при концентрации внимания, затруднения при координации движений, нарушенное восприятие цветов, повышенная утомляемость, пониженная острота зрения. Все файлы можно скачать и использовать на компьютере без интернета.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. В настоящее время в Коллекции размещено более 111000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Пример ресурса из Коллекции на рисунке 4. Сайт содержит ЭОР разных форматов: текстовые и табличные документы, pdf-файлы, флеш ролики, презентации, видео и аудиофайлы, обучающие программы и другие.
Рис 4. Интерактивный ЭОР по теме "Интерактивная таблица "Сложные бессоюзные предложения"
Важно, что Коллекция содержит обучающие компьютерные программы по разным предметам, например:
- тренажер "Компьютерная фонетическая лаборатория", который предназначен для использования в 5-9 классах основной школы при изучении раздела "Культура речи" в рамках внеаудиторной самостоятельной и факультативной работы с детьми, имеющими фонетические недостатки;
- инновационный учебный материал "Учимся правильно говорить". Данные цифровые развивающие ресурсы помогут сформировать у ребенка навыки правильного произношения, научить связно и грамотно говорить, читать, расширить знания об окружающей действительности, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Имеются задания на знакомство с разнообразием звуков окружающего мира (неречевые звуки), а также по изучению звуков речи русского языка и формированию навыков связной речи;
- программная среда "1С:Математический конструктор 3.0" предназначена для создания интерактивных моделей по математике, сочетающих в себе конструирование. Она позволяет строить и анализировать графики функций и любые геометрические построения. Динамический наглядный механизм Математического конструктора предоставляет младшим школьникам возможность творческой манипуляции с объектами, а ученикам старшей школы – полнофункциональную среду для конструирования и решения задач. На данном портале можно найти аналогичные ресурсы и по другим предметам.
Использование сервисов Веб 2.0.
Сервисы Веб 2.0 - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают: персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов; коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум); использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях.
Наиболее, подходящими для использования в специальном обучении являются сервисы, позволяющие создать карты знаний, интерактивные презентации и задания (bubbl.us , prezi.com. zongle.com). Большинство сервисов веб 2.0. являются англоязычными, что составляет определенную трудность их освоения учителем и ребенком.
Использование офисных технологий. Данное направление является наиболее популярным среди педагогов С(К)ОУ, это связано с простотой создания и использования учебных материалов. В целом, данное направление перспективно, но важно использовать учебные материалы в системно-деятельностном подходе, а не ограничиваться репродуктивной деятельностью обучающихся с презентациями, в частности.
Программа для создания презентаций MS PowerPoint из пакета MS Office 2007(2010), позволяет не только создавать "привычную" линейную презентацию, но и интерактивную презентацию, с триггерами и макросами, позволяющими автоматически проверить результат деятельности ребенка.
Использование видеоматериалов.
Существуют аудио и видеоредакторы, позволяющие создать простые тематические видеоролики как педагогу, как и самим учащимся. Видеоролики содержат в себе несколько видов информации (звук, текст, даже могут поддерживать интерактивность), это делает их более наглядными, чем бумажные средства обучения. Для создания видеороликов могут использоваться, например, свободно распространяемые аудиоредактор Audaсity, видеоредактор VirtualDub 1.8.x.
Использование интерактивных средств обучения для организации системно-деятельностного подхода. Педагог может использовать интерактивную доску, документ – камеру, систему опроса и другое оборудование.
Использование интерактивных средств на уроке обеспечивает:
- повышение наглядности (используется больше схем и иллюстраций, чем при обычном уроке),
- использование активных средств (деятельностного подхода),
- повышение интереса учащихся к изучаемому материалу и предмету.
Итак, интерактивные средства обучения – это средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.
Классификация интерактивных средств обучения, с точки зрения их устройства:
- интерактивные доски;
- документ-камера;
- системы опроса;
- интерактивные приставки;
- и другие.
Следует отметить, что при использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимо соблюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения. В первом-втором классе просматривать изображение на мониторе, экране можно не более 10 минут на протяжении одного урока [3].
В целом, целесообразность использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ, заключается в следующем:
- уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
- повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
- формирование информационной культуры у ребенка;
- развитие ИКТ-компетентности ребенка;
- более быстрое формирование универсальных учебных действий;
- возможность выбора оптимального темпа прохождения материала.
ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ, СанПинов.
Литература
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров. – М. : Академия, 1999.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-пресс, 1994. 112 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 // [Электронный ресурс]. [2011]. URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 5.03.2012)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:Просвещение, 2011.5. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха: Методическое пособие для учителя-дефектолога [Текст] / под редакцией О. А. Красильниковой. – Спб.: КАРО, 2006. – 112 с.