Программа "Развитие познавательной активности" у детей с нарушением зрения и зрительного восприятия (IV вида)

Якушева Елена Павловна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №58 с углубленным изучением отдельных предметов"

Будущее всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей.

Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как зрительный феномен. У детей с нарушением зрения, прежде всего, страдают различные области познавательной сферы. Это в первую очередь обусловлено спецификой заболевания и его выраженностью. Многие предметы и явления окружающего мира не доступны детям для их полноценного исследования. У ребят возникают трудности при определении формы, величины, цвета предметов, их мелких деталей и черт, нарушения в ориентировке в пространстве.

Немало важным фактором, оказывающим огромное влияние на развитие познавательной сферы детей, является их обучение в классах охраны зрения и зрительного восприятия IV вида. Особенность обучения в этих классах заключается в том, что большую часть своей жизни ребята проводят в стенах школы. Это в свою очередь приводит к увеличению возможности детей удовлетворять свои потребности в познавательной деятельности.

Нарушения познавательной сферы в свою очередь оказывают пагубное воздействие на общее развитие. Страдает речевое развитие (скудный словарный запас), физическое развитие (нарушена координация и точность движений), определённые трудности при обучении письму, русскому языку, математике, чтению.

Базисный учебный план общего образования детей с нарушением зрения разработан на основе Примерного учебного плана общего образования учащихся с нарушение зрения, утвержденного Министерством Образования Свердловской области в 2006 году, приказом № 163 – И.

Программа учебного курса «Развитие познавательной активности» предназначена для коррекционных занятий в классах IV вида с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы. Обучение в данных классах рекомендовано детям со следующими заболеваниями: высокая осложненная близорукость, аметропия (дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм) с амблиопией, косоглазие, заболевания зрительного аппарата. По результатам мониторинга психических процессов большинство детей с трудом ориентируются в пространстве , окружающем мире, социуме.

Поэтому, целью данной программы является создание педагогических условий для реализации возможностей детей осуществлять познавательную деятельность, повысить мотивацию познавательной активности.

Задачи программы:

  • создавать условия для расширения познавательных способностей детей средствами самостоятельной предметно-практической деятельности;
  • развивать наглядно-образное мышление, умения обобщать, анализировать, абстрагироваться;
  • развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия, развивать произвольное восприятие;
  • обогащать словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь, развивать содержательность, понятность (контекстную речь), выразительность, действенность речи;
  • развивать образную, эмоциональную, символическую (словесно-логическую), произвольную память;
  • развивать сенсорно-аналитическую деятельность как компенсаторное умение адекватного контакта с окружающим миром с опорой на сохранённые анализаторы и высшие психические процессы: внимание, мышление, память, речь;
  • развивать поисковую деятельность (структурные комбинации, способы и варианты выполнения);
  • закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, приобретённые в процессе школьного обучения;
  • развивать мелкую моторику рук, что крайне важно для этих детей, в связи с необходимостью преодоления определённых трудностей в социально-бытовой жизни из-за имеющейся зрительной недостаточности;
  • формировать у детей положительные эмоции, снимать эмоциональное напряжение и агрессию;
  • развивать творческое воображение, художественный вкус, желание самим создавать красоту;
  • развивать настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умение владеть собой - выдержку;
  • укреплять в сознании детей чувство сплочённости и единства группы путём выполнения ряда коллективных работ.

Программа учебного курса рассчитана:


I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего
1 класс 9 ч (18 зан.) 7 ч (14 зан.) 10 ч (20 зан.) 8 ч (16 зан.) 34ч (68 зан.)
2 класс 9 ч (18 зан.) 7 ч (14 зан.) 10 ч (20 зан.) 8 ч (16 зан.) 34ч (68 зан.)
3 класс 18 ч (36 зан.) 14 ч (28 зан.) 20 ч (40 зан.) 16 ч (32 зан.) 68 ч (136 зан.)
4 класс 18 ч (36 зан.) 14 ч (28 зан.) 20 ч (40 зан.) 16 ч (32 зан.) 68 ч (136 зан.)

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуются ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Занятия проводятся в группах (3 – 5 человек) по 20 минут и предполагают использование следующих форм:

  • беседа;
  • дидактическая игра;
  • задания и упражнения, преподносимых на фоне познавательного материала;
  • ролевая развивающая игра;
  • коллективное творчество;
  • физические упражнения;
  • индивидуальная корректировка действий.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пятиминутная разминка;
  • комплекс заданий и упражнений на развитие познавательной активности;
  • комплекс логических задач;
  • комплекс развивающих игр.

В разделе "Пятиминутная разминка" дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический настрой.

На каждом занятии дети сталкиваются с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели:

  • расшифровать таинственную запись,
  • решить закодированные примеры,
  • разгадать головоломку,
  • найти ошибку,
  • решить кроссворд.

Этот материал реализуется в разделах:

  • "Задания и упражнения на развитие познавательной активности";
  • "Логические задачи".

В разделе "Развивающие игры" подобран такой материал, который облегчает понимание и запоминание информации, так как их использование подключает не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память, так как организация самих игр использует творческое нестандартное обучение, то и результатом их использования является творческая активность детей.

Цель:

  • повысить мотивацию познавательной активности;
  • развивать творческое воображение.

Задачи:

  • развитие зрительно-пространственной ориентации;
  • развитие произвольного внимания;
  • формирование общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение);
  • формирование конструктивного мышления;
  • развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
  • тренинг памяти;
  • улучшение характеристик внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость);
  • приобретение практических навыков при работе с конкретными обучающими программами.

Условиями достижения положительного результата являются:

  1. создание ситуации поиска в процессе деятельности;
  2. соблюдение преемственности в обучении, опора на ранее полученные знания;
  3. осуществление индивидуального подхода в обучении.

Основными принципами проведения занятий являются: воспитывающий и развивающий характер обучения; наглядность; научность; доступность; последовательность и систематичность; осознанность и активность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; многовариантность результата.

Анализируя накопленный материал, а также изменения в структуре проведения занятий, можно сделать следующие выводы:

  1. У детей сформировался стойкий интерес к выполнению подобного рода заданий.
  2. Выполнение заданий уже не вызывает у детей затруднений и страха, что наблюдалось в первое время.
  3. Ребята с удовольствием включаются в работу не только на занятии, но и в любое свободное время.
  4. При выполнении заданий ребята проявляют творческие способности: подбирают материал, предлагают разнообразные варианты и способы выполнения, высказывают различные предложения и пожелания.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • развитие познавательной активности учащихся до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами познавательной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны знать:

  • основные цвета;
  • дни недели и понятия "раньше", "позже", "завтра", "послезавтра", "вчера", "позавчера", "перед", "после", "между";
  • времена года;
  • названия и сущность различных профессий;
  • плоские фигуры;
  • иметь представления о величине предметов;
  • познакомиться с разнообразием имен и их форм;
  • названия традиционных елочных украшений;
  • иметь представления о зимних каникулах, празднике "Рождество";
  • обитателей леса;
  • познакомиться с особенностями сказок;
  • правила приема гостей;
  • некоторые подробности из жизни разведчиков;
  • иметь первичное представление о космосе;
  • лекарственные растения;
  • познакомиться с разнообразием насекомых;
  • иметь первоначальные сведения о письме;
  • правила работы в группах

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны уметь:

  • распознавать цвета предметов;
  • распознавать дни недели и понятия "раньше", "позже", "завтра", "послезавтра", "вчера", "позавчера", "перед", "после", "между";
  • распознавать времена года;
  • распознавать профессии;
  • называть плоские фигуры;
  • сравнивать предметы по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине;
  • называть полное, краткое, уменьшительное имя;
  • называть елочные украшения;
  • рассказать о празднике "Рождество;
  • распознавать обитателей леса;
  • распознавать сказки;
  • распознавать лекарственные растения, познакомиться с их использованием;
  • проявлять творческое воображение, фантазию;
  • проявлять артистические способности, навыки коммуникативного общения;
  • • работать с понятиями "отправитель"; познакомиться со всеми составляющими письма;
  • подбирать рифмы;
  • работать в группах.

Обучаясь по данной программе, к концу второго года обучения дети должны знать:

  • морские термины: "камбуз", "кок", "нос", "кубрик", "вахта", "иллюминатор", "палуба", "корма", "шторм";
  • времена года;
  • историю возникновения спичек, виды спичек;
  • познакомиться с понятием "фразеологизмы" и знать значение некоторых фразеологизмов;
  • расширить представления детей о загадках;
  • расширить представления о насекомых;
  • вежливые слова;
  • иметь представления о зоопарке;
  • познакомиться с понятием "олицетворение";
  • народные и авторские сказки;
  • о роли Солнца в жизни людей;
  • о роли медицины в жизни человека;
  • познакомиться с понятием "почва", знать о значении почвы в жизни человека;
  • правила поведения в лесу.

Обучаясь по данной программе, к концу второго года обучения дети должны уметь:

  • распознавать морские термины: "камбуз", "кок", "нос", "кубрик", "вахта", "иллюминатор", "палуба", "корма", "шторм";
  • находить в тексте шутливые выражения, несостыковки;
  • разгадывать загадки;
  • подбирать рифмы;
  • различать насекомых;
  • различать животных для нашей местности и экзотических животных;
  • проявлять свои конструкторские способности;
  • находить "олицетворение в тексте";
  • различать народные и авторские сказки;
  • инсценировать сказки;
  • находить информацию о Солнце и Солнечной системе;
  • использовать полученные знания о Солнце, Солнечной системе, почве;
  • правилами поведения в лесу.

Обучаясь по данной программе, к концу третьего года обучения дети должны знать:

  • полный состав семьи, обязанности в семье, традиции, реликвии;
  • понятия "инициалы", ""вензель";
  • значение слова "лукоморье";
  • о значение воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой, о происхождении названий морей;
  • отличие звезды от планеты, каково значение космоса в жизни человек;
  • знать практические способы владения собой;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм;
  • особенности жизни деревьев, их разнообразием;
  • русские пословицы и поговорки;
  • сказки на новый лад, находить отличия русской народной сказки;
  • интересные сведения из истории кукол;
  • значение слова "геометрия", историю возникновения науки геометрии;
  • понятие "классическая музыка", имена композиторов – классиков;
  • военные термины; исторические факты военных лет;
  • сказки А. С. Пушкина;
  • историю праздника Ивана Купалы.

Обучаясь по данной программе, к концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • называть полное имя, фамилию, отчество всех членов семьи, перечислять обязанности в семье, рассказывать о традициях, реликвиях семьи;
  • называть признаки, по которым различаются все люди;
  • работать с картой;
  • властвовать собой; сдерживать свои негативные эмоции;
  • применять правила здорового образа жизни;
  • подбирать рифмующиеся слова, досочинять стихотворение, следуя заданной теме;
  • различать пословицы и поговорки;
  • находить отличия русской народной сказки;
  • различать плоскостные геометрические фигуры;
  • пользоваться первоначальными сведениями о музыкальных инструментах, величайших мастерах – создателях скрипки;
  • называть имена героев военных лет 1941-1945 гг.;
  • систематизировать знания о Пушкинских сказках;
  • разгадывать кроссворды, ребусы;
  • работать в группах.

Обучаясь по данной программе, к концу четвёртого года обучения дети должны знать:

  • государственные символы страны: герб, флаг, гимн;
  • положительные качества, присущие каждому человек;
  • виды искусства: музыка, театр, живопись, цирк, литература;
  • расширить представления о кулинарии, знать некоторые названия мясных блюд;
  • понятие "крылатые слова"; автора первого российского сборника "Крылатые слова";
  • что такое "кинематограф";
  • краткие сведения из истории Международного дня птиц; о науке орнитологии;
  • историю возникновения Олимпийских игр древности;
  • об особенностях циркового искусства;
  • о российской армии, ее историческом прошлом;
  • о народном празднике Масленица;
  • о ценности книги и пользе чтения;
  • о ценности времени;

Обучаясь по данной программе, к концу четвёртого года обучения дети  должны уметь:

  • рассказывать о государственных символах страны: гербе, флаге, гимне;
  • видеть положительные качества, присущие каждому человеку;
  • приводить примеры разных видов искусства и давать им краткую характеристику;
  • составлять меню, называть мясные блюда;
  • рассказывать о происхождении термина "крылатые слова";
  • рассказывать об истории возникновения кинематографии;
  • рассказывать о пернатых друзьях;
  • рассказывать о символах Олимпийских игр древности, видах спорта;
  • рассказывать о российской армии;
  • показывать свои артистические способности;
  • рассказывать об истории возникновения часов, выполнять упражнения в определении времени по часам.

Ожидаемый результат.

Работа по данной программе:

  • окажет положительное влияние на развитие образного и творческого мышления;
  • будет способствовать развитию стремления у ребенка к самостоятельной работе;
  • поможет возрасти познавательной активности ребенка, что позволит ему стать более мотивированным на учебную деятельность и хорошо подготовленным к старшей школе.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

  • цветной картон;
  • цветная бумага;
  • клей ПВА;
  • фольга.

Оборудование:

  • комплект прямоугольников, треугольников из цветной бумаги;
  • крупная и мелкая крупа;
  • спички;
  • образцы изделий;
  • набор геометрических фигур;
  • шаблоны;
  • теннисный мяч.

Инструменты:

  • цветные карандаши; фломастеры;
  • краски, гуашь;
  • ручка, простой карандаш;
  • ножницы;
  • линейка;
  • тетрадь в клетку.

Наглядные пособия:

  • схемы времен года;
  • рисунки людей разных профессий;
  • детали семицветной пирамидки;
  • кубик с разноцветными гранями;
  • иллюстрации сказок;
  • таблицы по определению закономерности;
  • иллюстрации;
  • конструктор;
  • игрушки;
  • набор геометрических тел;
  • карточки букв;
  • таблицы с изображением фигур;
  • рисунки героев;
  • рисунок с изображением планет Солнечной системы;
  • рисунки с изображением насекомых;
  • рисунки лекарственных растений.

Дидактический материал:

  • детская художественная литература;
  • памятки по технике безопасности;
  • образцы упражнений;
  • карточки с шифровками;
  • карточки с текстами заданий;
  • рисунки – планы участков;
  • рисунки животных;
  • танграм;
  • кроссворды;
  • ребусы.

Литература

  1. Агеева И. Д. На ошибках учатся. Педсовет. 2004. №11
  2. Беденко М. Ну очень задачник!.. – Киев, "А. С. К.", 1996.
  3. Булдаков С. В. Загадки. Педсовет. 2003. №11.
  4. Винокурова Н. Подумаем вместе. М.: Рост, 1986. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико–принт, 2002.
  5. Волина В. Откуда пришли слова. – "АСТ – ПРЕСС", 1996.
  6. Волина В. Русский язык. Екатеринбург: АРГО, 1996.
  7. Гращенкова В. Занимательный материал на уроках природоведения. – Смоленск. СГПИ, 1993.
  8. Донькевич А. Сказки для детского театра кукол. Колобок. //Педсовет. – 2004. - №8.
  9. Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М.: Новая школа, 1996.
  10. Загадки. Скороговорки. – М: АСТ – ПРЕСС, 1997.
  11. Зиганов М. Учимся читать и считать. М,: АСТ – пресс, 1997.
  12. Кузьмина А. Грибная карусель. Педсовет. 2004. №4.
  13. Леонович Е. Родная словесность. 2 класс. – М: Издательский центр "Вентана – Граф", 1996.
  14. Маняшина И. Зайкина избушка. //Педсовет. – 2004. - №8.
  15. Нечаева О. Загадки о сказочных героях. Педсовет, 2005, №4.
  16. Остер Г. Задачник. М,: РОСМЭН, 1996. Почемучка. М,: Педагогика-пресс, 1992.
  17. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В.. И учеба, и игра: математика. Ярославль: Академия развития, 1997.
  18. Юдин Г. Букваренок. – М: РОСМЭН". 1994.
  19. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика – Пресс, 1994.
  20. Шапиро Ф. Б. Веселый класс: Урок гостеприимства. М,: АСТ-пресс, 1996.

Краткое описание методик определения уровня сформированности познавательной активности

Диагностическое обследование по развитию познавательной активности на начало и середину 1 (2, 3, 4) класса строится на основе методик диагностики, разработанных Дж. Равеном, Е.Э. Кригер, Д.Б Элькониным, В. С. Юркевич. Эта методика была адаптирована для детей с нарушениями зрения.

Задания методик изучения развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста направлены на выявление у детей с нарушениями зрения степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно познавательных действий.

Методика 1. Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений.

Цель: определить степень развитости основных интеллектуальных умений.
Оборудование: стандартные прогрессивные матрицы Равена (серия А, АВ).
Ход выполнения: Ребенку предлагаются рисунки с фигурами, связанные между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6 – 8 других фигур.
Задача – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Оценка результатов проводится по 3-х балльной шкале оценок:

  • 3 балла (высокий уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает правильный номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.2
  • 2 балла (средний уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке с помощью педагога.
  • 1 балл (низкий уровень) – ребенок не устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов наугад.

Методика 2. "Мотивы умственной деятельности"
Цель: выявить доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.
Оборудование: текст рассказа, 6 схематических картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.
Ход выполнения: Экспериментатор зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?
Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров:

  1. предпочитаемое суждение;
  2. обоснование ответа.

Интерпретация осуществляется исходя из следующих мотивов:

  • 3 балла (высокий уровень) - познавательный мотив – интерес к процессу получения новых знаний;
  • 2 балла – (средний уровень) - игровой мотив – предпочтение игровой деятельности;
  • 1 балл (низкий уровень) - внешний мотив – требование взрослого, то есть ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые.

Методика 3. "Определение мотивационного компонента"
Цель: выявить степень доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.
Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.
Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? ( приложение)
Обработка результатов: Выявляют степень доминирования познавательного или игрового мотива каждого ребенка. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

  • 3 балла (высокий уровень) - ребенок предпочитает дослушать сказку до конца.
  • 2 балла (средний уровень) – ребенок предпочитает поиграть.
  • 1 балл (низкий уровень) – ребенок отвлекается на внешние мотивы.

Методика 4. Изучение познавательной потребности (В. С. Юркевич)
Педагогам и родителям младших школьников с нарушением зрения на основе наблюдения предлагалось ответить на вопросы анкеты (вопросы анкеты в приложении).
Интенсивность познавательной потребности определяется средним значением, определяемым полученной суммой баллов:

  • 3 балла (высокий уровень) - потребность выражена сильно;
  • 2 балла (средний уровень) - умеренно;
  • 1 балл (низкий уровень) – слабо выраженная познавательная потребность.

Методика 5. "Определение практического компонента с помощью анкеты"
Цель: выявить уровень развития самостоятельности и познавательной активности ребенка с помощью данных анкеты, предлагаемой педагогу.
Ход выполнения: Педагогу предлагается анкета, в которой необходимо отметить из трех наиболее выраженных показателей: познавательный, игровой, выполнение задания с помощью взрослого, интерес ребенка. Далее оценивается качество компонента по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях сформированности практического компонента познавательной активности ребенка.
Обработка результатов:

  • 3 балла (высокий уровень) - ребенок выполняет задания самостоятельно, доминирует познавательный интерес.
  • 2 балла (средний уровень) - у ребенка доминирует игровой интерес, нежели познавательный.
  • 1 балл (низкий уровень) - ребенок выполняет задания только с помощью взрослого.

Методика 6. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.
В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога:

  • двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается поднятием руки и удовлетворением со стороны педагога этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом, которые мы обозначаем так:
    • А1 – двусторонняя активность с правильным исходом,
    • А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом;
  • односторонняя активность (ребенок сам не проявляет инициативу, не поднимает руку, но его вызывает педагог и требует от него решения учебной задачи). Такая активность также может завершиться правильным или неправильным ответом и обозначается:
    • В1 – односторонняя активность с правильным исходом,
    • В2 – односторонняя активность с неправильным исходом;
  • активность на уровне микрогруппы (ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы):
    • С - берет инициативу в свои руки, организует выполнение задания внутри группы;
    • С2 – берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой;
    • С3 - ребенок выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы,
    • С4 – пытается уйти от работы внутри группы;
  • отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими занятиями, разговором с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятии. Такие проявления фиксировались символом Д.

Такая запись наблюдения велась на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.

Итоговая оценка результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:

  • 15- баллов - высокий уровень развития познавательной активности;
  • 12-14 баллов – средний уровень развития познавательной активности;
  • 11 баллов и ниже – низкий уровень развития познавательной активности.
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04
  • picture-05

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин