Предеина Светлана Леонидовна, воспитатель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"
Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет основной процесс образования и воспитания не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации коррекционно-развивающего воспитания, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Воспитание детей с ОВЗ – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию в современное общество.
Ведущими задачами при рассмотрении комплексного процесса явились:
- создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребёнка с дефектом;
- организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.
Анализируя проблемы адаптации у детей в начальный период: эмоциональную неустойчивость, нарушение правил поведения, слабую подготовку к школе, плохо развитые навыки самообслуживания, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, я пришла к выводу, что для формирования, развития и коррекции социально-коммуникативных навыков у воспитанников – необходим комплексный подход, через различные виды деятельности.
Были намечены основные направления в учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками:
- Охрана здоровья и физическое развитие;
- Основы социализации и общения;
- Творческое воображение;
- Личностное развитие;
- Трудовое воспитание.
Каждый день недели предназначался для развития одного вида деятельности, что влекло за собой смену форм воспитательских часов, использование разнообразных стилей и форм общения взрослого и ребёнка. В учебно-воспитательной работе учитывались психическое развитие детей, особенности личностного развития, мотивационно-потребностный характер формирования личности.
В блоке "Основы социализации и общения" решались такие задачи, как:
• знакомство с нормами поведения в типичных ситуациях - в школе, столовой, интернате, спальне, на улице;
• отработка навыков поведения в общественных местах при посещении кинотеатров, театра, Домов творчества, кружков, на экскурсиях и т.д.;
• изучение правил дорожного движения и основы безопасности жизнедеятельности;
• нормы внешнего вида, правила этики.
Блок "Охрана здоровья и физическое развитие" включал в себя:
- спортивно-оздоровительные мероприятия: эстафеты, подвижные игры, зарядка, закаливание и т.д.;
- просветительскую работу по формированию ЗОЖ;
- отработку санитарно-гигиенических навыков.
Блок "Творческое воображение" решал задачи:
- формирование и развитие основ творческого мышления и воображения через внеклассные занятия по творческой деятельности;
- развитие механизмов самостоятельного творчества через художественно – эстетическую деятельность – оформление газет к праздникам, оформление групповой комнаты, школы-интерната; участие в школьных праздниках, конкурсах, в кружках дополнительного образования; изготовление творческих работ учащихся.
Блок "Трудовое воспитание" включал в себя:
- трудовую, общественно-полезную деятельность, совместные творческие дела, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, где формировались и отрабатывались навыки коллективной трудовой деятельности, а также потребность в труде;
- самообслуживание.
В блоке "Личностное развитие" решались задачи:
- повышение нравственного уровня воспитанности через занятия по изучению собственного "Я";
- формирование и закрепление знаний младших школьников о своём эмоциональном состоянии, понимание настроения окружающих людей, снятие эмоционального напряжения через игры-упражнения на формирование личностных качеств в общении; и упражнений на профилактику и коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности менялись формы работы, методы, приёмы, задания. Это позволило дать хорошую динамику в знаниях, умениях и навыках, что способствовало успешной социализации и адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в начальный период к условиям современного общества.