Процесс влияния психолого-педагогического сопровождения как один из факторов социализации и адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в начальный период к условиям современного общества

Предеина Светлана Леонидовна, воспитатель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет основной процесс образования и воспитания не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации коррекционно-развивающего воспитания, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Воспитание детей с ОВЗ – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию в современное общество.

Ведущими задачами при рассмотрении комплексного процесса явились:

  • создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребёнка с дефектом;
  • организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.

Анализируя проблемы адаптации у детей в начальный период: эмоциональную неустойчивость, нарушение правил поведения, слабую подготовку к школе, плохо развитые навыки самообслуживания, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, я пришла к выводу, что для формирования, развития и коррекции социально-коммуникативных навыков у воспитанников – необходим комплексный подход, через различные виды деятельности.

Были намечены основные направления в учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками:

  • Охрана здоровья и физическое развитие;
  • Основы социализации и общения;
  • Творческое воображение;
  • Личностное развитие;
  • Трудовое воспитание.

Каждый день недели предназначался для развития одного вида деятельности, что влекло за собой смену форм воспитательских часов, использование разнообразных стилей и форм общения взрослого и ребёнка. В учебно-воспитательной работе учитывались психическое развитие детей, особенности личностного развития, мотивационно-потребностный характер формирования личности.

В блоке "Основы социализации и общения" решались такие задачи, как: 
• знакомство с нормами поведения в типичных ситуациях - в школе, столовой, интернате, спальне, на улице;
• отработка навыков поведения в общественных местах при посещении кинотеатров, театра, Домов творчества, кружков, на экскурсиях и т.д.;
• изучение правил дорожного движения и основы безопасности жизнедеятельности;
• нормы внешнего вида, правила этики.

Блок "Охрана здоровья и физическое развитие" включал в себя:

  • спортивно-оздоровительные мероприятия: эстафеты, подвижные игры, зарядка, закаливание и т.д.;
  • просветительскую работу по формированию ЗОЖ;
  • отработку санитарно-гигиенических навыков.

Блок "Творческое воображение" решал задачи:

  • формирование и развитие основ творческого мышления и воображения через внеклассные занятия по творческой деятельности;
  • развитие механизмов самостоятельного творчества через художественно – эстетическую деятельность – оформление газет к праздникам, оформление групповой комнаты, школы-интерната; участие в школьных праздниках, конкурсах, в кружках дополнительного образования; изготовление творческих работ учащихся.

Блок "Трудовое воспитание" включал в себя:

  • трудовую, общественно-полезную деятельность, совместные творческие дела, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, где формировались и отрабатывались навыки коллективной трудовой деятельности, а также потребность в труде;
  • самообслуживание.

В блоке "Личностное развитие" решались задачи:

  • повышение нравственного уровня воспитанности через занятия по изучению собственного "Я";
  • формирование и закрепление знаний младших школьников о своём эмоциональном состоянии, понимание настроения окружающих людей, снятие эмоционального напряжения через игры-упражнения на формирование личностных качеств в общении; и упражнений на профилактику и коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности менялись формы работы, методы, приёмы, задания. Это позволило дать хорошую динамику в знаниях, умениях и навыках, что способствовало успешной социализации и адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в начальный период к условиям современного общества.

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск