Минакова Екатерина Сергеевна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"
Формирование графомоторного навыка у младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья есть длительный и сложный процесс, который осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Только в ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка, он совершенствуется и достигает автоматизма.
Работая с младшими школьниками, отмечаю, что дети испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, собирать, вставлять, вырезать, держать ручку и т.д. В общем, плохо развиты двигательные функции рук и скоординированные действия глаза и руки.
У подавляющего большинства первоклассников наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности. Графомоторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. Также отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой.
Низкий уровень развития мелкой моторики руки приводит к трудностям, связанным с неумением писать, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности приводит к слабому контролю графической стороны письма.
В своей работе по формированию графического навыка письма ориентируюсь на три основных этапа (Т.П. Сальникова):
- I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания. На этом этапе добиваюсь, чтобы первоклассник обязательно осознал не только, "что он должен сделать", но и "как это сделать правильно". Для этого необходим постоянный контроль, сличение, корригирование по ходу действия. Таким образом, добиваюсь, чтобы каждое последующее действие ученика было осознанным.
- II этап – условно назван синтетическим – соединение отдельных элементов в целостное действие. Большую роль на этом этапе играет формирование двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Поэтому постоянно обращаю внимание ученика на то, как он ведет руку при письме, как соблюдает интервал между буквами и словами, пишет ли их на строке. В результате ребенок начинает зрительно воспринимать написанное и контролировать правильность изображения букв, слов.
- III этап – автоматизация. На этом этапе отслеживаю навыки автоматизации, быстроту, плавность, легкость выполнения. Для развития мелкой моторики ежедневно с учащимися класса делаем массаж рук. Разминаем каждый палец левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями, а заканчиваем поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делаем чаще. До и после упражнений по штриховке и письму обязательно выполняем пальчиковую гимнастику.
Наиболее эффективной пальчиковой гимнастикой считаю "Пальчиковые шаги".
На первом этапе работы знакомлю учащихся с ритмом стишка, сопровождающего упражнение. Сначала предлагаю ученикам отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем "прошагать" указательным и средним пальцем этот ритм по столу.
Например:
Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых "шага" по дорожке)
Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых "шага" по дорожке)
Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых "шага" по дорожке)
И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых "шага" по дорожке)
На втором этапе знакомлю учащихся с дорожками, по которым необходимо "шагать" пальчиками. Когда ребенок будет готов "прошагать" дорожку с речевым сопровождением, начинаю работу с самого легкого варианта – "шаги" указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец; большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.
Дети с легкой степенью отсталости испытывают трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому считаю, что очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. "Шагая" пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении "шаги". На этом этапе стихотворный текст может произносить как учитель, так и ребенок.
3 этап работы - это содружественные (одновременные) движения одноименными пальчиками обеих рук.
4 этап работы - наиболее сложный этап, когда первоклассник с интеллектуальной недостаточностью учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой "шагают" вверх, другой – "вниз"). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений и воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.
В своей работе стараюсь оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить ребенка даже за небольшие успехи. Ни в коем случае не заставляю переписывать (перерисовывать) начисто, т.к. лучше не получится. Не тороплюсь переходить к написанию букв, а отрабатываю простейшие графические линии и письмо элементов букв.
Считаю, что в работе должен соблюдаться принцип последовательности, постепенности и умеренности нагрузки, чередуя нагрузку с релаксационными упражнениями и играми. А самое главное, упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие.