Гибатова Людмила Леонидовна, учитель, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"
Процесс речевого развития у детей с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у нормально развивающего ребёнка. Дефекты произношения, лексического и грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения таких детей. Нарушение речи препятствует полноценному общению с окружающими, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременная коррекция устной речи – залог успешного обучения и развития умственно отсталых детей и является неотъемлемой составляющей всех образовательных предметов в школе.
Исходя из вышеизложенного, при определении задач обучения математике, огромная роль отводится развитию речи обучающихся:
- Обеспечение на уроках атмосферы хорошей речевой среды для учащихся: высококультурная речь учителя, корректированная речь учащихся.
- Создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем обеспечении речевой практики.
- Ведение постоянной работы по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи).
- Решение данных задач предполагается на всех этапах урока математики.
Виды речевых нарушений | Содержание работы по преодолению речевого нарушения |
Нарушение фонетической стороны речи:
|
Учитель систематически отслеживает и своевременно корректирует ошибки в произношении, поправляя учащегося, используя приём синхронного проговаривания, прописывания искажённых слов. Ребёнку с заиканием помогает чётко спланировать речевое высказывание. |
Недостатки в развитии лексики:
|
Пополнение словаря учащихся новыми математическими понятиями, введение их в речь учащихся. Уточнение ранее изученных понятий, использование их в контексте какой-либо конкретной ситуации, например, при решении задач, выполнении практических упражнений. Своевременная коррекция неправильного употребления слов. |
Нарушение синтаксической стороны речи:
|
Составление чёткого, последовательного речевого высказывания при ответах на вопросы учителя, при решении задач (составлении условия, письменного оформления решения: формулирование вопросов, пояснения, ответов). Требование от учащихся использования в речи сложноподчинённых конструкций в доказательство своего выбора: так как, потому что… |
Нарушения на уровне формирования связной речи:
|
Требование от учащихся полного ответа на поставленные учителем вопросы. Восстановление последовательности выполнения заданий на протяжении всего урока (на этапе подведения итогов) |
Нарушения при использовании речи как регулятора поведения. | Чёткое выполнение словесных инструкций учителя, содержащих одно или несколько заданий (чем старше дети, тем сложнее инструкции). |
Литература
- А.К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Владос. Москва, 1999г.
- М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. Просвещение. Москва, 1985г.
- М.Н.Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Владос. Москва, 1999г.