Развитие устной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Гибатова Людмила Леонидовна, учитель, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"

Процесс речевого развития у детей с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у нормально развивающего ребёнка. Дефекты произношения, лексического и грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения таких детей. Нарушение речи препятствует полноценному общению с окружающими, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременная коррекция устной речи – залог успешного обучения и развития умственно отсталых детей и является неотъемлемой составляющей всех образовательных предметов в школе.

Исходя из вышеизложенного, при определении задач обучения математике, огромная роль отводится развитию речи обучающихся:

  1. Обеспечение на уроках атмосферы хорошей речевой среды для учащихся: высококультурная речь учителя, корректированная речь учащихся.
  2. Создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем обеспечении речевой практики.
  3. Ведение постоянной работы по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи).
  4. Решение данных задач предполагается на всех этапах урока математики.
Виды речевых нарушений Содержание работы по преодолению речевого нарушения

Нарушение фонетической стороны речи:

  • нарушение звукопроизношения, заикание.

Учитель систематически отслеживает и своевременно корректирует ошибки в произношении, поправляя учащегося, используя приём синхронного проговаривания, прописывания искажённых слов. Ребёнку с заиканием помогает чётко спланировать речевое высказывание.

Недостатки в развитии лексики:

  • ограниченность, бедность словарного запаса;
  • неправильное понимание слов и неточное их использование;
  • патологическое различие между пассивным и активным словарём.
Пополнение словаря учащихся новыми математическими понятиями, введение их в речь учащихся. Уточнение ранее изученных понятий, использование их в контексте какой-либо конкретной ситуации, например, при решении задач, выполнении практических упражнений. Своевременная коррекция неправильного употребления слов.

Нарушение синтаксической стороны речи:

  • малая распространённость предложений;
  • пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы;
  • редкое использование сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
  • нарушение связи слов в предложении;
  • нарушение порядка слов в предложении.
Составление чёткого, последовательного речевого высказывания при ответах на вопросы учителя, при решении задач (составлении условия, письменного оформления решения: формулирование вопросов, пояснения, ответов). Требование от учащихся использования в речи сложноподчинённых конструкций в доказательство своего выбора: так как, потому что…

Нарушения на уровне формирования связной речи:

  • отсутствие полноты и развёрнутости высказывания;
  • нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий;
  • искажение логической зависимости явлений;
  • недостаточная выразительность речи;
  • отсутствие или неправильное использование языковых средств связи.
Требование от учащихся полного ответа на поставленные учителем вопросы. Восстановление последовательности выполнения заданий на протяжении всего урока (на этапе подведения итогов)
Нарушения при использовании речи как регулятора поведения. Чёткое выполнение словесных инструкций учителя, содержащих одно или несколько заданий (чем старше дети, тем сложнее инструкции).

Литература

  1. А.К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Владос. Москва, 1999г.
  2. М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. Просвещение. Москва, 1985г.
  3. М.Н.Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Владос. Москва, 1999г.

 

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск