Система работы над орфографическими правилами и грамматическими понятиями в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида

Агалакова Наталия Олеговна, учитель, ГКОУ СО "НСКОШ № 50"

Грамматика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Знания орфографии, морфологии и пунктуации, умения и навыки грамотного письма, приобретенные учащимися на уроках по данному учебному предмету, играют огромную роль в подготовке детей к дальнейшей практической деятельности и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.

Для относительно успешного обучения грамотному написанию орфограмм по морфологическому принципу (как в период пребывания ученика в школе, так и по ее окончании) наряду с автоматизацией умений следует формировать у детей достаточно устойчивый навык самоконтроля и орфографической зоркости. Этот навык опирается, во-первых, на установившуюся и многократно повторенную связь рече-двигательных, зрительных и моторных компонентов письма и, во-вторых, на осознанное пользование многими правилами на протяжении всех лет обучения.

Для достижения положительных результатов работы в этом направлении необходимы приемы и методы, обуславливающие ослабление и устранение возникающих у детей трудностей, способствующие формированию орфографических умений и навыков грамотного письма.

Мною создана система работы над орфографическим правилом, включающая следующие этапы:

  1. подготовка учащихся к усвоению правила посредством создания проблемной ситуации;
  2. усвоение правила через использование схем и алгоритмов;
  3. формирование умения объяснить написание слов, пользуясь правилом, нахождение в тексте слова на данное правило, контроль письма правилом через применение учениками схем и алгоритмов, выполнение коррекционных упражнений и использование дидактических игр.

На первом этапе, при подготовке к усвоению правила, учащиеся вводятся в проблемную ситуацию, содержащую противоречие. От противоречия возникает заинтересованность учащихся, что и является мотивацией. Проблемная ситуация создается с помощью инсценирования определенного эпизода языковой темы (спор двух героев, появление персонажей: грамматических понятий и пунктуационных знаков).

После того, как учащиеся озадачились проблемной ситуацией, созданной учителем на уроке, мы приступаем ко второму этапу работы над правилом. Для того, чтобы облегчить процесс усвоения знаний по грамматике и помочь обучающимся правильно рассуждать в применении каких-либо правил мною были разработаны алгоритмы на изучаемые правила по грамматике. Одной из составных частей алгоритма являются схемы. Они позволяют упростить грамматические понятия и изучаемые правила до одного или нескольких опорных слов. Предлагаю для запоминания не полную формулировку грамматического понятия, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить ее в виде орфографического предписания.

Схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

После освоения учащимися принципов работы со схемами, мною вводится понятие алгоритмов. Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. Алгоритмы помогают обучающимся правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят их перед выбором. Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления школьников.

В качестве алгоритмов могут на уроке применяться и рифмованные правила. Рифмовки помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка, облегчая им решение учебных задач. Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.

В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их можно разделить на четыре группы, дав каждой условное название:

  1. "Рифмовки-запоминалки",
  2. Рифмовки-"тренажеры",
  3. Рифмовки-"контролеры",
  4. "Орфографические пятиминутки".

Проводя подобную работу с умственно отсталыми детьми, нельзя забывать об их склонности к стереотипным рассуждениям, когда словесное высказывание становится штампом, ничего общего не имеющим с реальными действиями детей. Следовательно, на этом этапе мною используются коррекционные упражнения, включающие в работу зрительный, рече-двигательный, моторный анализаторы.

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников.

Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.

Мною систематизированы игры, взятые из методической литературы, многие из них адаптированы для учащихся специальной (коррекционной) школы. Основой некоторых игр являлась идея и форма проведения с использованием грамматического материала.

Вот некоторые из них:

  • на усвоение грамматических понятий – "Будь внимателен", "Разноцветные буквы", "Хитрые буквы", "Живое слово",
  • на усвоение орфографических правил – "Часики", "Соберем урожай", "Грамматическое лото", "Цепочка", "Стол находок", "Молчанка".

Успех обучения по грамматике не может быть достигнут без использования дополнительных резервов, которыми являются уроки чтения и внеклассная работа по предмету, что позволяет расширить поле деятельности учителя по актуализации знаний, умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин