Современные образовательные подходы в организации коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Нечаева B.C., учитель начальных классов, I квалификационная категория, призер конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2011 году (Номинация "Педагогический работник специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"), Сухой Лог

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач, обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формированию человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать его духовно-нравственное развитие личности.

Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.

Реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматриваю как одну из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  
Из года в год в России растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в специальных образовательных учреждениях.

Одним из таких образовательных учреждений является Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, которая расположена в центре нашего красивого, молодого и развивающегося города Сухой Лог.

Директор нашей школы, Заслуженный учитель России, Комягина Татьяна Николаевна, смогла создать уникальные условия для обучения и воспитания детей. Дети, приходя в школу, из других образовательных учреждений обретают уверенность в своих силах, каждому ребёнку даётся возможность проявить свои способности в той сфере деятельности, в которой он может быть успешным в меру своих ограниченных возможностей.

Выпускники школы продолжают обучение в общеобразовательных школах города, в училищах, и колледжах.

Педагогический коллектив школы владеет специальными методами и технологиями обучения, использует современные подходы в обучении детей, способствующие становлению индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

Для реализации современных социальных требований мы с педагогами школы разрабатываем новые подходы. Так, использование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего, игрового, проблемного, компетентностного, коммуникативного и инновационного методов обучения дают возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику. Эти подходы помогают при организации процесса обучения уделить внимание каждому школьнику в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в учениках способности к самостоятельному добыванию знаний и решению проблем. Личностно-ориентированный подход в школе реализую с учётом ориентации на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентации на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Интерактивный подход реализую через использование:

  • творческих заданий;
  • обучающих игр (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);
  • общественных ресурсов (экскурсия в краеведческий музей города - отдел "Красота родного края" (фотография 1; защита проектов: "Умелые руки не знают скуки"- работы в технике "декупаж", "Русские писатели" - творчество "И.А.Крылова" с инсценировкой басни", "Здоровые зубы – здоровью любы!" (фотография 2);
  • внеаудиторных методов обучения (соревнования: спортивная игра "За здоровый образ жизни" (фотография 3), выставки, сказки);
  • интерактивной доски (при изучении и закреплении нового материала, при проведении коррекционных занятий по восполнению пробелов в знаниях (приложение 4), видео- и аудиоматериалов.

Игровые подходы

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Хочется выделить признаки и особенности методики:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;
  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;
  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;
  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;
  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

Коммуникативный подход

Реализую основные требования к современному учебному процессу через: коммуникативное поведение учителя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей учащихся.

Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися. Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности, учащихся к речевому общению.

Считаю что благодаря использованию современных подходов к организации процесса обучения на уроке, реализуется требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности.

Литература

  1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд."Эгвес". 2006. – 287с.
  2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 150 с.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
  4. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во "Мастерство", 2008.- 307с.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 6-е изд., — М.: Азбуковник, 2006. — 944 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
  7. Проект федерального закона "Об образовании"//Российская газета.-2010.
  8. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивные_подходы
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин