Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ на уроках математики в основной школе

Ладейщикова Галина Леонидовна,учитель математики, "Новоуральская СКОШ №59"

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся, - одна из наиболее острых в практике современной специальной (коррекционной) школы. Особого внимания требует методика обучения математике в классах коррекционно-развивающего обучения VII вида, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что фонд знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.

Все эти особенности психофизического развития ребенка с задержкой психического развития, при отсутствии коррекционной направленности занятий, приводят к тому, что у учащихся вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе, не позволяющее активно участвовать в учебном процессе. Поэтому с первых дней работы в "Новоуральской СКОШ № 59" методы и формы организации процесса обучения математике были ориентированы на дифференцированный подход, усиление индивидуализации, развитие мотивации учебной деятельности учащихся, на усиление практической и прикладной направленности курса математики.

В процессе работы я заметила, что учащиеся с задержкой психического развития придают общеучебным умениям основополагающее значение, так как спешат получить итоговый результат, не уделяя внимания слушанию, чтению, анализу условий задания. В силу специфики развития этой категории детей самоконтроль ими подменяется (из-за неразвитости внимания) контролем учителя; ориентировкой на правильный ответ.

Поэтому в свое работе я уделяю большое внимание формированию общеучебных навыков только в их слиянии, а не по отдельным видам. Помогает в этой работе использование на уроках различного раздаточного дидактического материала, который содержит справочный, опорный материал, а также задания для проведения пооперационной текущей проверке знаний и умений учащихся, задания для дополнительной индивидуальной работы.

Серьезная проблема – организация процесса обучения математике . Основной движущей силой должно являться формирование учебной мотивации, желания учиться. Мною постоянно используются те приемы активизации учебной деятельности, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанному усвоению нового материала.

В поиске таких приемов работы помогает осознание того, что сложность, доступность и новизна – основные причины успеха. Дети с задержкой психического развития устают от однообразия методов преподавания и однообразия деятельности на уроке. Яркая и активная мотивация позволяет этого избежать, формируя у учащихся стойкий познавательный интерес.

Несколько примеров такой организации различных этапов уроков:

  1. использование заданий, решаемых с опорой на смекалку и сообразительность, на поиск закономерностей, хорошо усвоенных учащимися,
  2. индивидуальная самостоятельная работа учащихся с использованием раздаточного индивидуально подобранного материала (сигнальных карточек и т.д.),
  3. нахождение ошибок в решении задания по изучаемому материалу.

При организации учебной деятельности можно использовать элементы ролевой и деловой игры, коллективный игровой метод обучения. Специальными средствами создается эмоциональный настрой – "эмоциональное управление направляемым напряжением". Учащиеся выступают в различных ролях, например учатся преодолевать проблему принятия решения в конфликтных ситуациях, ярко проявляют активность. Эти методы требуют большой подготовки к организации и проведению уроков с их использованием. Учителю необходимо продумать совместную деятельность с детьми, варианты ситуаций межличностного общения, которые могут возникнуть во время урока, чтобы обеспечить решение задач обучения.

Мною используется и такой проблемный метод обучения как беседа. Данный вид работы предполагает высокий уровень активности учащихся.

Данный вид работы помогает формировать у детей с задержкой психического развития умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины.

Этот момент строится на основе проблемной ситуации, которая включает в себя:

  • вопрос, ставящий проблему,
  • необходимый уровень знаний по теме,
  • определенный уровень сформированности познавательной деятельности,
  • определенный эмоциональный настрой.

Получение обратной связи в процессе обучения (на основе теории поэтапного усвоения знаний):

  • фиксирование основного содержания в краткой схематической форме, удобной для дальнейшего использования,
  • организация самостоятельной работы учащихся, позволяющей проконтролировать работу на уроке,
  • постепенный переход от пошагового контроля (по операциям) к самоконтролю.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике, особенно в пятом классе, является закрепление и развитие у ребят навыка хорошего счета. Однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес к счету. Поэтому мною часто используются различные приемы, направленные на развитие вычислительных навыков учащихся. Например, можно предлагать примеры, оформленные в виде блок-схем, строить алгоритмы, большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты, считать круговые примеры, которые позволяют осуществлять самоконтроль, давать задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, задания на восстановление частично стертых записей. Хорошо, когда уроки оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание.

Также можно предложить всевозможные формы кодирования ответов:

  1. На доске рядом с примером предлагается ответ, закодированный буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ, записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета появляется слово-ответ.
  2. Ответы закрыты карточками. Учащиеся дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки – буквы, образующие слово – контрольный ответ.
  3. Учащимся выдается карточка с двумя рядами прорезей. Учитель в прорези первого столбца вставляет примеры. Ученики вычисляют, находят карточку с таким ответом и вставляют во второй столбец. Со всем классом удобно использовать различные игры, проводить соревнования между рядами.

Форма выбора учащимися заданий может быть различна: например, бросаем кубик, на гранях которого указаны номера заданий, либо (по выбору) геометрических фигур, под которыми указаны номера уравнений, что позволяет учителю выявить психологические особенности учащегося, либо вытягиванием номеров, закодированных буквами (можно предложить составить слово из этих букв).

Можно применить еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся:

  1. Групповой метод решения задач. Работа в парах.
  2. Различные формы работы с книгой.
  3. Самостоятельные работы с использованием аналогии, сравнений.
  4. Использование на уроках элементов историзма, занимательности (урок-сказка, урок-путешествие, урок-кроссворд).
  5. Использование проблемных ситуаций.
  6. Изложения материала блоками.
  7. Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельности в получении знаний.

В заключении необходимо отметить, что в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с задержкой психического развития важным фактором урока должен быть способ организации учебной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала. Продуманная продуктивная организация процесса обучения немыслима без активного вовлечения учащихся в процесс получения знаний с помощью методов коррекционо-развивающего обучения.

Примеры  заданий

  • slide-01
  • slide-02
  • slide-03
  • slide-04
  • slide-05

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин