Розипу Ольга Юрьевна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"
Процесс обучения умственно отсталых детей труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком уровне сложности учебного материала, чем в массовой школе, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Такие дети достаточно медленно усваивают учебный материал, практические навыки, которых впоследствии им не хватает для самостоятельной профессиональной деятельности, а впоследствии и для адаптации в социуме. Следовательно, традиционная организация трудового обучения умственно отсталых детей должна быть профессионально ориентированной с ранних возрастов и нацелена на адаптацию учащихся на всех этапах обучения. Это сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты.
Для наиболее успешного осуществления данной цели способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, технологические карты.
Дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах, обладают рядом особенностей личностного развития. Процесс обучения труду таких учащихся имеет существенную специфику и направлен на позитивное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственных качеств, на развитие эмоционально – волевой сферы и, конечно же, - развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.
Традиционная организация трудового обучения как профессионально-ориентированного с ранних возрастов, не всегда достигало поставленной цели в нашей школе. Так же мы обнаружили, что потребности, интересы, характер внутренних позиций учащихся, их субъективное отношение к жизни не всегда совпадает с реалиями "я люблю", "я могу".
Поэтому педагогам трудового обучения необходимо было усовершенствовать систему социально-трудового сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе работы мы определили структуру деятельности по социально-трудовой подготовке воспитанников и обеспечение их трудовой занятостью, разработали модель социально-профессиональной инклюзии по методу пяти шагов: психологическая подготовка, демонстрация, практическое испытание, укрепление навыков, конец обучения. Также была выделена этапность трудового обучения в виде последовательности завершенных циклов: пропедевтический (нацелен на работу в начальных классах), ориентационный (5-7 кл), обобщающий (8-9 кл) и этап индивидуальной социально-профессиональной инклюзии и профессионального самоопределения учащихся в УНПО города и Свердловской области.
На основе подробного анализа были определены пути достижения качества ЗУН, пересмотрены и адаптированы структуры уроков трудового обучения.
В своей работе, как учитель швейного профиля я нацеливаю девочек на развитие таких качеств как самостоятельность в труде и ответственность за выполненную работу через применение бригадной (групповой) формы с пооперационным разделением труда, который приближен к производственной деятельности. Это в свою очередь способствует формированию культуры труда, развивает чувство коллективизма, умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
Одним из основных методов, который применяется на уроках трудового обучения, является наглядный, где используется дидактический демонстрационный материал, где четко соблюдается структура изделия, краткие записи, которые дети должны запомнить. Все пособия выполнены с учетом принципов коррекционно-развивающего обучения и индивидуальными психофизическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью.
Хорошо подготовленная наглядность и дидактический материал на протяжении всего курса способствуют:
- ознакомлению и осмыслению школьниками учебного материала путем активного участия аналитико-синтетической деятельности;
- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике;
- развитию умения давать словесный отчет о проделанной работе;
- привитию учащимся навыков организации и планирования предстоящей деятельности;
- коррекции и развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики;
- учит их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку;
- воспитывает любознательность, наблюдательность, аккуратность, умения работать в коллективе.
Рассмотрим пример: урок швейного дела в 6 классе по теме: "Обработка верхнего среза фартука поясом".
На первом уроке составляется план последовательности изготовления изделия, составленный коллективно, каждый пункт которого, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана.
Или наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников.
Может один ученик выставлять одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана.
Еще вариант: один ученик самостоятельно выставляет словесный план работы, а к нему подбирается наглядное подтверждение (этот вариант наиболее сложный, и я предлагаю применять его в конце изучаемой темы или аналогичного изделия). Наглядный метод формирует у учащихся адекватную самооценку, поднимает их имидж в социуме, усиливает позиции "Я сам", "Я сделаю", "Я умею".
Разработанная поурочная система наглядности с 5-9 класс помогает учащимся лучше и качественнее усвоить программный материал, усовершенствовать практические навыки по швейному делу, развить интерес к профессии швея-мотористка, повлиять на будущий выбор индивидуальной траектории в рамках начально-профессионального образования.
В результате проводимой работы у детей отмечается положительная динамика по психолого-педагогическим группам, следовательно, повышается уровень усвоения программного материала, совершенствуются умения и навыки учащихся.