Формирование экологической культуры у воспитанников с ОВЗ во внеурочное время

Ширыкалова Надежда Петровна, воспитатель, Асбестовская СКОШИ

В настоящее время вклад естественных наук в общее образование подрастающего поколения повсеместно возрастает. Это определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Вопрос: "Каково место человека в природе?" - должен решить для себя каждый учащийся. От правильности ответа на поставленный вопрос, в конечном итоге, будет зависеть выживание человечества на планете Земля.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществоведения, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные интересы детей, особенности местности, в которой проживают воспитанники.

Мой опыт работы как воспитателя в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности поставили передо мной необходимость разработки рабочей программы воспитателя, содержащей раздел по экологическому воспитанию "Мой дом – моя Земля". Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Данную цель я решаю через ряд взаимосвязанных задач:

  • формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;
  • формировать знания об особенностях минерального, живого и растительного мира Свердловской области;
  • воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
  • учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;
  • формировать простейшие умения природоохранной деятельности.

В своей работе я использовала традиционные формы – это воспитательные занятия, экскурсии. Проводила их систематически, определив для них один день в неделю – вторник. Весь материал старалась распределять по принципу: "От простого к сложному". Планирование воспитательных занятий старалась увязать с программой по биологии, географии, обращала внимание на межпредметные связи. Часто на внеклассные мероприятия приглашала "гостей" - педагогов, учителей, администрацию школы, что дополнительно стимулировало учащихся на активную работу. С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Так, в прошлом году мы провели занятия по темам: "Сад доброты", "Вслед за пером Жар-птицы", "Берегите воду", "Лекарственные растения Свердловской области", "Витамины нашего стола". Кроме традиционных форм я активно использую и нетрадиционные формы воспитательских занятий. В восьмом классе мы с воспитанниками приготовили инсценировку "Сказка о золотой рыбке на экологический лад", устный журнал "Скоро лето!", викторину "Знатоки природы", конкурс "Экологическая сказка". Эти мероприятия были не только красочными, несли в себе большой эмоциональный заряд, но и вовлекали в экологическую деятельность учащихся других классов. Также мои воспитанники принимали активное участие в школьных мероприятиях. Так на школьной конференции юннатов "В мире животных" мы провели экскурсию и рассказали об истории одомашнивания, повадках и породах кошек.

Экологическое воспитание учащихся не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей я всегда вовлекаю в участие в городских экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки о краснокнижных животных, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращаю внимание детей, что для наших поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы Урала. При изготовлении поделок из бросового материала обращаю внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу. Неоднократно мои воспитанники становились призёрами и победителями городских и областных конкурсов "Ах, это лето!", "Зимняя сказка", "Мир народной игрушки", "Рукотворные чудеса" и др. Я дважды получала благодарности за организацию участия воспитанников в 9 и 10 областном экологическом форуме "ЮНЭКО".

Большое внимание уделяю ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Деятельность воспитателя связана с выполнением режимных моментов. Стараюсь каждый режимный момент использовать для воспитания детей. Мы не просто идём в столовую, в кино, на концерт, мы наблюдаем, что изменилось в природе. Когда я только начала работать, меня удивляло, как дети смотрят, но не видят очевидных явлений природы, не могут назвать их. Сейчас радуюсь, когда дети показывают мне первый лёд в лужах, первый желтый лист, сообщают, что уже снегири прилетели, что видели две радуги. Так мои воспитанники научились видеть красоту родной природы и захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. И вот уже два года мы постоянно ходим с фотоаппаратом. В классном фотоархиве хранится много прекрасных моментов, лучшие снимки мы неоднократно представляли на школьные и городские конкурсы. Вместе с прекрасными моментами мы сталкиваемся и с неправильным поведением человека в природе, есть у нас и такие негативные снимки.

Всегда изучая, наблюдая природу, видя бездумное отношение людей к ней, я задаю детям вопрос: "А что мы с вами можем сделать для природы?" Предложения детей рассматриваем и совместно принимаем решение, что будем делать. Очень важным считаю именно то, что дети сами предлагают провести экологический субботник, сами назначают его день, сами распределяют роли, сами контролируют качество уборки. Это позволяет сделать их труд радостным, более результативным. Также мы провели акцию "Кормушка" и сейчас каждый день подкармливаем зимующих птиц. Весной традиционно организуем "Огород на подоконнике", ухаживаем за клумбой под окнами класса и все вместе выращиваем там декоративные растения Урала.

По результатам мониторинга воспитанности моих учащихся я вижу, что уровень экологической культуры у них повышается, что позволяет мне сделать вывод об эффективности методов моей воспитательной работы.

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин