Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование.
Р. Эмерсон, (1803-1882г.г.)
Современные требования к уроку
Анализируя новые стандарты и сравнивая их со стандартами 2004 года, прихожу к выводу, что отличием современного подхода является:
- ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ (необходимо чётко понимать, что результаты – это не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности);
- основной слоган новых стандартов - научить ребёнка учиться.
Современное общество нуждается в образованных людях, способных к анализу своих действий, способных самостоятельно принимать решения, прогнозируя их последствия и умеющих сотрудничать.
Учитывая эти особенности нам, педагогам, необходимо более вдумчиво подходить к подготовке и проведению своих уроков (занятий).
На что следует обратить внимание:
- С целью формирования универсальных учебных действий необходимо использовать индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
- Урок (занятие) должен быть проблемным и развивающим: педагог организует проблемные и поисковые ситуации, в которых вывод делают сами учащиеся.
- Активное использование здоровьесберегающих технологий: каждый урок (занятие) необходимо проводить с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
- При подготовке к уроку необходимо прогнозировать обратную связь.
- Современный урок (занятие) отдаёт приоритет деятельности обучающихся, но при этом учитель поддерживает инициативу учащихся в нужном направлении.
- С целью развития активности учащихся на уроке (занятии) необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения.
- Стандарты не отменяют как создание «ситуации успеха», так и оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение.
- При реализации технологии деятельностного метода не рекомендуется использовать только элементы взятой технологии. Технология должна прослеживаться на протяжении всего урока.
Многие мои коллеги могут сказать, что именно так они и проводят свои занятия. Частично соглашусь с ними. Но не все используют в своей работе системно – деятельностный подход в обучении (важно - ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала), тем более редко кто уделяет особое внимание мотивации ребенка к познанию окружающего мира. Мало того не все ещё чётко осознали, что занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. А именно это и предполагают новые стандарты.
Так как современное образование постепенно отходит от традиционного написания конспектов занятий (уроков), предлагаю вашему вниманию технологическую карту и конструкт фронтального занятия для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
Конструкт фронтального занятия по предмету "Произношение". "Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация Л – Л’"
Тема: "Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация Л – Л’".
Перспективная цель: Формирование у учащихся правильного звукопроизношения.
Актуальная цель: зависимость лексического значения слов от твёрдости – мягкости согласных звуков, правильное произношение звуков Л-Л’.
Задачи:
- Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнения в сравнении.
- Развивающая: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Воспитательная: воспитание интереса к учёбе, воспитание самостоятельности.
Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы + эталон, предметные картинки на звуки Л-Л’ (галка, галька, лук, люк, мел, мель, полка, полька), замки звуков, блямзики (шуточная купюра, которая вручается ученику за правильный ответ).
Тип урока: открытия нового знания
Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности.
Технологическая карта коррекционного занятия
Предмет Тема Класс |
Методы |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Система средств обучения |
|||
Личностные |
метапредметные |
|||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||||||
Произношение. «Дифференциация твердых - мягких согласных. Звуки л, л’»
|
Словесный Наглядный Частично поисковый Показ схем Аналитический Синтетический
|
Урок открытия нового знания |
Самоопределение Осознание ответственности за общее дело Следование в поведении моральным нормам Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
|
-волевая саморегуляция; -познавательная инициатива; -контроль, коррекция, оценка;
|
-анализ, синтез. сравнение, обобщение; -использование знаково-символических средств; -структуриро вание знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -выполнение действий по алгоритму;
|
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
|
Артикуляционная гимнастика Индивидуальная работа Работа в группах Анализ и синтез Обобщение Работа с наглядностью |
зеркала для индивидуальной работы, конверты, учебник, тетради, предметные картинки на звуки Л-Л’, замки звуков, блямзики (шуточная купюра, которая вручается ученику за правильный ответ).
|
Этап урока |
Цель этап (только для меня) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Перечень УУД |
1.Организационно- мотивационный |
Создание мотивации детей к деятельности на занятии.
|
Даёт задание выполнить артикуляционную гимнастику. Организовывает индивидуальную работу с зеркалами.
|
Один из учащихся проводит артикуляционную гимнастику, остальные повторяют за ним. Выполняют работу с зеркалами, произносят звуки Л-Л’, дают характеристику звукам
|
(Л), (К), (П)* |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Подготовка учащихся к открытию нового знания
|
Проводит игру Проводит игру «Шляпа волшебника» «Превращение слов» (угол – уголь, галка - галька, полка - ???)
|
Называют слова со звуками Л-Л’
Образуют «волшебные» пары слов.
|
(П), (Р), (К)
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Выявление места и причины затруднения |
Фиксирует и указывает на затруднения |
Осознают возникшее затруднение |
(П), (К), (Р) |
4. «Открытие» детьми нового знания
|
Построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельное нахождение способа действия и решение задачи, вызвавшей затруднение
|
Организует деятельность учащихся на построение проекта будущих учебных действий. Организация работы учащихся по наблюдению и выдвижению предположений. Возвращает внимание детей к возникшему ранее затруднению (полка - ???)
|
Наблюдают за «превращениями» слов Наблюдают за изменением слов, проводят анализ
|
(Л), (П), (Р), (К)
(Л), (П), (Р), (К) |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Усвоение нового способа действия |
Организует работу в группах для решения заданий на новый способ действий
|
Выполняют работу в группах с проговариванием алгоритма вслух (1 группа: мел - ? (мель) 2 группа: лук - ? (люк)) |
(П), (К), (Л) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самостоятельное применение нового способа действий. Индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. |
Организует самостоятельную работу
|
Выполняют задания на новый способ действия. Осуществляют самопроверку по эталону. Выявляют и корректируют возможные ошибки. (На индивидуальной карточке – 4 предметные картинки: полка, полька, лук, люк, угол, уголь. Задание: определить твёрдость – мягкость звука и найти «волшебную» пару, соединив слова линией.) |
(Р), (П) |
7.Рефлексия |
Самооценка результатов деятельности |
Создание условий при которых учащиеся проводят самооценку и подводят итоги: «Лесенка успеха» |
Самоанализ ( Мне трудно! У меня не всё получается! Мне легко, я всё умею!). |
(Л), (П), (К) |
(Л) – Личностные; (К) – Коммуникативные; (П) – Предметные; (Р) – Регулятивные универсальные учебные действия.