Захарова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ", Михайловск
Я в своей работе с учащимися коррекционной школы использую кубики Н. Зайцева следующие виды деятельности.
Кубики и таблицы у нас "поются". Отслеживание "песенок" глазками (поначалу за учительской указкой) тоже способствуют запоминанию складов (слогов). Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п. А так же при чтении таблиц мы фиксируем внимание ребёнка на тот звук, который в данный момент автоматизируем.
Одно из главных направлений коррекции речевого развития – развитие артикуляционного праксиса, в этой деятельности нам помогают куклы певуньи. У каждой куклы (буквы) свой ротик.
Например:
- у куклы (буквы) У ротик маленький, губки трубочкой;
- у куклы (буквы) О ротик круглый, губки округлены;
- у куклы (буквы) А ротик большой, ротик открыт широко;
- у куклы (буквы) Э ротик открыт, язычок лежит на нижней губке;
- у куклы (буквы) Ы ротик в улыбке, улыбка до ушей хоть ниточки пришей и т. д.
Проговаривать и пропевать склады (слоги) в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом ряду слогов.
А теперь (для самотренировки) попробуйте "напечатать" указкой по таблице 1 несколько приятных слов:
Потребовалось 69 "нажатий". А если бы на компьютере печатали? - 124. Экономия в 44,4%, да ещё без напряжения для глаз, позвоночника и излучений от экрана ("клавиатура" в 25 раз больше, работаем стоя, с поднятой головой, передвигаясь влево-вправо). Попробуйте теперь и предложение написать:
КОЛОКОльчики Мои, Цветики СтеПНЫе, чТО Глядите НА меня, тёМНО-ГОЛУБЫе?
44 нажатия против 70 на компьютере.
Техника прописывания слов по таблице:
- Ребёнок получает лёгкую, длинную, не менее полутора метров, указку (чтобы отстраниться от таблицы, не напрягая глаза, охватывать взглядом как можно больше слогов).
- Учитель-логопед охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладет ему на плечо (чтобы ребёнок чувствовал, что он защищен, что его любят).
- Стоя за спиной ребёнка, преподаватель произносит и указывает склады (слоги), составляющие слово (ребёнок пишет почти сам; ноги переступают влево - вправо, рука передвигается в тех же направлениях да ещё вверх-вниз: включаем "память тела").
При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, удерживать внимание на её кончике, каждый ребёнок жаждет оказаться в роли показывающего.
Возможны и такие виды деятельности:
- Смешные слова.
До этой игры многие додумываются сами – дети подсказывают. Ребёнок соединяет три-четыре, а то пять и более кубиков, и просит их прочитать. Учитель берет руку ребёнка и, проводя ею слева направо вдоль кубиков, прочитывает составленное. "Нет такого слова, что это ты придумал!" - "У меня прочитайте, у меня!" - кричат другие. Очень им нравится "слова" изобретать. - Пишем указкой по таблице слова, используя лексические темы (домашние животные, дикие животные, насекомые, цветы, фрукты, овощи, мебель, одежда).
- Учитель-логопед объявляет: каша, суп. Выходят двое. Каждый получает по два кубика (заранее не зная, какие кому достанутся). Тот, кто составит слово первым, получает жетон. Кот, пёс – выходит следующая пара играющих.
Спасибо за внимание! Желаю вам успехов!
Литература:
- Н. Зайцев. "Учебник для родителей, воспитателей, учителей". Санкт-Петербург.