Приёмы работы с кубиками Н.Зайцева

Захарова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ", Михайловск

Я в своей работе с учащимися коррекционной школы использую кубики Н. Зайцева следующие виды деятельности.

 

Кубики и таблицы у нас "поются". Отслеживание "песенок" глазками (поначалу за учительской указкой) тоже способствуют запоминанию складов (слогов). Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п. А так же при чтении таблиц мы фиксируем внимание ребёнка на тот звук, который в данный момент автоматизируем.

Одно из главных направлений коррекции речевого развития – развитие артикуляционного праксиса, в этой деятельности нам помогают куклы певуньи. У каждой куклы (буквы) свой ротик.

Например:

  • у куклы (буквы) У ротик маленький, губки трубочкой;
  • у куклы (буквы) О ротик круглый, губки округлены;
  • у куклы (буквы) А ротик большой, ротик открыт широко;
  • у куклы (буквы) Э ротик открыт, язычок лежит на нижней губке;
  • у куклы (буквы) Ы ротик в улыбке, улыбка до ушей хоть ниточки пришей и т. д.

Проговаривать и пропевать склады (слоги) в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом ряду слогов.

А теперь (для самотренировки) попробуйте "напечатать" указкой по таблице 1 несколько приятных слов:

Потребовалось 69 "нажатий". А если бы на компьютере печатали? - 124. Экономия в 44,4%, да ещё без напряжения для глаз, позвоночника и излучений от экрана ("клавиатура" в 25 раз больше, работаем стоя, с поднятой головой, передвигаясь влево-вправо). Попробуйте теперь и предложение написать:

КОЛОКОльчики Мои, Цветики СтеПНЫе, чТО Глядите НА меня, тёМНО-ГОЛУБЫе?

44 нажатия против 70 на компьютере.

Техника прописывания слов по таблице:

  1. Ребёнок получает лёгкую, длинную, не менее полутора метров, указку (чтобы отстраниться от таблицы, не напрягая глаза, охватывать взглядом как можно больше слогов).
  2. Учитель-логопед охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладет ему на плечо (чтобы ребёнок чувствовал, что он защищен, что его любят).
  3. Стоя за спиной ребёнка, преподаватель произносит и указывает склады (слоги), составляющие слово (ребёнок пишет почти сам; ноги переступают влево - вправо, рука передвигается в тех же направлениях да ещё вверх-вниз: включаем "память тела").

При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, удерживать внимание на её кончике, каждый ребёнок жаждет оказаться в роли показывающего.

Возможны и такие виды деятельности:

  • Смешные слова.
    До этой игры многие додумываются сами – дети подсказывают. Ребёнок соединяет три-четыре, а то пять и более кубиков, и просит их прочитать. Учитель берет руку ребёнка и, проводя ею слева направо вдоль кубиков, прочитывает составленное. "Нет такого слова, что это ты придумал!" - "У меня прочитайте, у меня!" - кричат другие. Очень им нравится "слова" изобретать.
  • Пишем указкой по таблице слова, используя лексические темы (домашние животные, дикие животные, насекомые, цветы, фрукты, овощи, мебель, одежда).
  • Учитель-логопед объявляет: каша, суп. Выходят двое. Каждый получает по два кубика (заранее не зная, какие кому достанутся). Тот, кто составит слово первым, получает жетон. Кот, пёс – выходит следующая пара играющих.

Спасибо за внимание! Желаю вам успехов!

Литература:

  1. Н. Зайцев. "Учебник для родителей, воспитателей, учителей". Санкт-Петербург.
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин