Проектирование группового логопедического на основе методического конструктора приемов

Воробьев Игорь Константинович, учитель-логопед, ТО ПМПК, Новоуральск

"Знания никогда нельзя дать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность", - таков психологический закон усвоения знаний.

Отличительной особенностью ФГОС является их направленность на обеспечение системно-деятельностного подхода, перехода от ретрансляции знаний к развитию активности и творческих способностей учащихся, умению хорошо адаптироваться к жизни в современных условиях. Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения ФГОС, основанная на компетентностной образовательной парадигме, потребуют от учителя-логопеда выбора новых форм организации учебного процесса, методик и технологий обучения. Следует отметить тот факт, что основным методом обучения учителя-логопеда всегда был личностно-ориентированный подход, он по-прежнему и остается основным, наряду с объяснительно-иллюстративный методом, но усиливается ИКТ-поддержкой.



Учитель-логопед подготовлен в ВУЗе к работе в «знаниевой» парадигме, у него есть четкое представление об этапах комбинированного группового занятия (организационный этап, сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль, при необходимости и д/з) и дидактических принципах (наглядности, доступности, научности и т.д.), соответствующая система контроля и оценки знаний и умений учащихся, собственный опыт активизации и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ. А вот четкого и внятного ответа на вопрос о том, как обучать в деятельности (в деятельностной парадигме образования), как проверить эффективность занятия с точки зрения новых целей образования - у учителя-логопеда на сегодняшний день недостаточно.



Для этого сравним психологические механизмы учения. В традиционном подходе он представляет собой: восприятие, осмысление и запоминание информации, воспроизведение и применение знаний, коррекцию нарушений познавательной деятельности ребенка с ОВЗ. Основные этапы группового занятия в данной образовательной парадигме хорошо известны. Процесс обучения с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих этапов: мотивация, целеполагание, планирование деятельности (ориентировочная основа деятельности), выполнение деятельности, рефлексия, оценка, коррекция. При конструировании деятельностного урока ни один из этих этапов не может быть пропущен (в отличие от традиционного занятия). Ключевым понятием является понятие деятельности. Но деятельностные способности формируются у ребенка с ОВЗ только тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание на уроке, слушая педагога или выполняя упражнения, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Таким образом, необходимо построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которые бы системно развивали познавательную деятельность детей с ОВЗ.


Для разработки проектов уроков предлагаем воспользоваться "Конструктором урока", предложенным А.А. Гином [1, с.72]. В этой таблице по вертикали расположены основные этапы комбинированного урока, обозначенные буквами, а по горизонтали — название приемов обучения, обозначенные числами. Понятно, что число столбцов с перечнем эффективных приемов по реализации этапов может увеличиваться, каждый педагог добавит свои приемы.

Конструктор урока

 

Приемы обучения Основные этапы урока

1

2

4
 
5

 

6

 

 

А. Начало урока   

 

 

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)           

               

 

 

«Да-нетка»

 

 

 

Удивляй! Отсроченная отгадка

 

 

Фантастическая добавка               

 

 

 

 

«Светофор»               

 

 

 

Щадящий опрос

 

 

Б. Объяснение нового материала                

 

 

 

 

 

Привлекательная цель

 

 

 

Удивляй!

 

 

 

Фантастическая добавка

 

 

 

Практичность теории

 

 

 

 

 

Пресс-конференция                

 

 

 

Вопрос к тексту

 

 

 

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Пресс-конференция

УМШ

Игра-тренинг

Игра в случайность

«Да-нетка»

Г. Повторение

Своя опора

Повторяем с контролем

Повторяем с расширением

Свои примеры

Опрос-итог

ОбсуждаемД/з

Д. Контроль

«Светофор»        

 

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Программируемый опрос

Идеальный опрос

Фактологический диктант

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсроченная отгадка

Роль «психолог»

Роль «подводящий итоги»

ОбсуждаемД/з

Рейтинг

 

 

Далее учитель-логопед в соответствии с поставленными целями, замыслом может составить технологическую цепочку (схему, структуру) конкретного группового занятия. Целесообразнее составлять такие технологические цепочки занятий при планировании всей темы, при этом предварительно продумать, на каком занятии возможна организация  , проектной, игровой, экспериментальной и др. деятельности.

Следует отметить, что учитель-логопед, владея богатым арсеналом приемов обучения и ИКТ компетенцией, успешно осуществляют педагогическое проектирование, сущность деятельности которой и состоит в переводе теоретических идей в практику и разработке конкретной технологии обучения с целью повышения эффективности традиционного урока и превращению его в урок развития, что и является одной из целей реализации ФГОС.

Литература

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.trizway.com/art/

Приложение

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий

Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Анатолий Гин

В основе организации учебного процесса в современной общеобразовательной школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура - учитель, а главное действующее лицо - ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.


 А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники:

  1. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
  2. Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
  3. Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.
  4. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  5. Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.


Охарактеризуем основные приемы реализации каждого принципа на групповых логопедических занятиях.
 

Принцип свободы выбора
Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее (Например «Различие звонких-глухих согласных»). Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.
Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к изучаемому материалу, например, они придумывают свои примеры на различие звонких-глухих согласных в словах.
Обсуждаем домашнее задание: учитель-логопед вместе с обучающимися ищет ответ на вопрос: например, каким должно быть домашнее задание, чтобы соотноситься с домашним заданием по русскому языку. При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.



Принцип открытости

  1.  Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель-логопед выходит за пределы учебного пособия, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Звуки и буквы» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских книг.
  2. Удивляй: учитель-логопед находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознания учениками.
    Например, на занятии в 3 классе при изучении темы "Роль ударения. Ударные и безударные слоги" учитель-логопед рассказывает историю:
    -Однажды в одной стране люди разучились ставить ударение в словах! А теперь посмотрите! Разве может рыцарь попасть в замок если мы неправильно поставим ударение? И т.д.
     Мы так привыкли к тому, как мы ставим ударение, что не замечаем его удивительных свойств и т.д.
  3. Фантастическая добавка: учитель-логопед дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего человека).
  4. Вопрос к тексту: при работе над текстом перед детьми ставится задача — задать вопросы учителю или своему товарищу. Условие- можно задавать:
  • вопросы, на которые можно ответить на занятии;
  • вопросы, ответ на которые, возможно, составить очень трудно.
    При чтении художественного текста с использованием технологии продуктивного чтения используются приемы: диалоговое чтение и комментированное чтение; обучающиеся учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения.



Принцип деятельности

  1. Дай себе помочь: учитель-логопед максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам в игровой форме вспомнить материал, который поможет ему на занятии. Например: «Согласные звуки ( звонкие и глухие)» учитель «забыл» как различить эти звуки и др.
  2. Отсроченная реакция: учитель-логопед приучает детей к небольшой паузе между вопросом и ответом. Ученикам, обладающим медленной реакцией, и детям с низкой самооценкой приходится поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос - пауза - ответ.
  3. Лови ошибку: закрепляя материал, учитель-логопед намеренно «допускает» ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Он учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться.
  4. Повторяем с контролем: ученики получают контрольные вопросы по изученной теме. Затем одни ученики задают вопросы, другие (по вызову учителя-логопеда или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, дети могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов.
    Например, после изучения темы «Имя существительное» дети составили такие вопросы:
    Что такое имя существительное?
    Что обозначает имя существительное?
    Какие имена существительные относятся к одушевленным именам сущ.?
    На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
  5. Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу исходя их индивидуальных возможностей ребенка.
  6. Игры-тренинги: если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель-логопед заключает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например: "Роль ударения. Ударные и безударные слоги" 3 класс. Дидактическая игра «Найди ударение». Каждый ученик представляет какой-либо класс (1-ый, 2-ой, 3-ий). Ему называются словарный слова этого класса, ребенок показывает цифру, соответствующую ударному слогу и т.д.
  7. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на какую-либо учебную тему.
  8. "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников.Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
    Вот иллюстрация одного из фрагментов игры. Ребята должны отгадать загаданный учителем-логопедом знак препинания в конце предложения (вопросительный знак).
    Этот знак препинания используется людьми давно?
    И да и нет
    Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.
    Мы произносим это предложение с интонацией?
    Да
    Вопрос для начальной стадии игры сильный.
    Это эмоциональная интонация?
    Нет
    Это вопросительная интонация?
    Да



Принцип обратной связи

  1. Советуйтесь: учитель-логопед советуется с учащимися, обсуждая, например, проблему ответственного отношения к логопедическим занятиям. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
  2. Невербальное управление: учитель-логопед использует для управления детьми несловесные команды. Поскольку основную учебную информацию, дисциплинарные замечания и управляющие действия педагог передает голосом, то это уменьшает их эффективность, ибо «подобное растворяется в подобном». Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на занятии.
  3. "Мордашки - ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
  4. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу.
  5. Опрос, пересказ «по цепочке»: учитель-логопед жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.
  6. Оценка — не отметка: учитель-логопед отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.

Принцип идеальности

  1.  Демонстрация профессионального уровня: учитель-логопед показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
  2. Вход в урок: учитель-логопед начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы занятия учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др.
  3. Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием. Необходимо делать это до звонка или сразу после звонка, не говоря: "Ой, забыл сказать главное!"
  4. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует хороший ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.
  5. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Но не следует применять этот прием часто.
  6. Знакомьте с критериями: учитель-логопед знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
  7. Рейтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель.
  8. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки).
  9. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.



Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам, посещающим логопедические занятия, умение учиться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники проходит более успешно.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск