Давыдова Татьяна Артуровна, педагог-психолог высшей кв. категории, ТО ПМПК, Новоуральск
Программа по интеграции в общество выпускников коррекционной школы "Трудовая деятельность – основа социальной интеграции" разработана автором и реализуется в школе №50 с 2009 года и предполагает комплекс профреабилитационных мероприятий: психологических, педагогических, социальных.
Создание "Программы по интеграции в общество выпускников коррекционной школы" обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из них в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров.
Реализация данного проекта позволила сделать шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, сделать их более счастливыми и востребованными.
Цель программы - оказание помощи выпускникам коррекционной школы VIII вида в трудоустройстве и жизнеопределении в соответствии с их возможностями здоровья, способностями, материальным и социальным положением семьи и востребованностью их на рынке труда.
Задачи программы:
- Формирование системы профреабилитационной работы психолога и других специалистов (направленной на учащихся и их родителей).
- Развитие социального партнерства, как особого типа взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, предприятиями и организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
- Формирование механизмов взаимодействия с учреждением начального профессионального образования ( в том числе, создание условий в г.Новоуральске для продолжения обучения выпускников–коррекционная группа в НТК).
В рамках предложенной программы психологическая поддержка учащихся в процессе профессиональной реабилитации предполагает систему специальных и целенаправленных мероприятий, за счёт которых происходит формирование, развитие различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих индивиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать определенного уровня самореализации.
Механизм психологической регуляции поведения учащегося, механизмы психологической адаптации обеспечивают выпускнику наиболее полноценную жизнь в обществе, а за счёт совершенствования психологических механизмов и происходит интеграция.
При этом гибкость механизмов психологического развития подразумевает широкую вариативность возможных компенсаций даже в случае значительных психических расстройств и нарушений, что свидетельствует о неисчерпаемости ресурсов психологической реабилитации, тогда как возможности других реабилитационных мероприятий могут быть практически исчерпаны.
Из арсенала средств, исследующих психические процессы, целесообразно использовать проверенные и надежные диагностические средства, которые отвечают задачам этапа профессиональной реабилитации, реабилитационного учреждения, конкретного учащегося.
Одной из принципиального важных задач, решаемых на диагностическом этапе, является определение психологического реабилитационного потенциала (ПРП). Под психологическим реабилитационным потенциалом понимается уровень сохранности, психологических способностей и задатков, позволяющих при определенных условиях компенсировать и восстанавливать нарушенные сферы жизнедеятельности.
Таким образом, для оценки психологического реабилитационного потенциала важны результаты не только констатирующих, но и формирующих психологических исследований, анализ механизмов, нарушений психической деятельности.
На диагностическом этапе определяются показания к психологической помощи. К ним относятся, во-первых:
- специфические нарушения в развитии психических функций (восприятие, внимание, память, мышление);
- расстройства эмоционально-мотивационной сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность и т.п.).
Во-вторых, те особенности психологического развития учащегося, которые являются патопсихологическими, но тем не менее могут существенно затруднять возможность его социальной интеграции:
- недостаточное усвоение навыков общения, низкий уровень коммуникативной активности;
- неадекватный уровень притязаний, самооценки и критики;
- узость круга интересов, социальный инфантилизм.
В-третьих, условия социальной среды, внутрисемейные отношения.
Методический аппарат психологического сопровождения включает в себя сбалансированную и диагностически обоснованную систему мероприятий в следующих формах:
- психологическое консультирование: подразумевает профориентирование учащихся и родителей в широком круге проблем;
- психологическая коррекция установок, мотивов, деструктивного поведения;
- психологический тренинг: подразумевает решение задач по целенаправленному развитию умений, навыков.
Система профреабилитационной работы психолога
Возраст |
Задача этапа |
Формы работы с обучающимися |
Формы работы с родителями |
1 этап Младший школьный возраст 7-10 лет (1-4 класс) |
- Формирование трудовой направленности |
-Индивидуальные консультации (формирование установки на труд, положительного отношения к различным видам трудовой деятельности) |
-Индивидуальные и групповые консультации (повышение психолого-педагогической компетенции родителей) |
- Стимулирование психофизического развития учащихся |
-Диагностика и коррекция познавательных процессов и личностной сферы: - индивидуальная коррекция интеллектуальных нарушений «Нейропсихологическая коррекция»; - Индивидуальная коррекция деструктивных форм поведения «Песочная терапия» |
-Диагностика и коррекция детско-родительских отношений |
|
-Формирование у родителей адекватного отношения к заболеванию ребенка и его состоянию |
|
- Инд. консультации – (психологическая помощь при нарушении стиля семейного воспитания) |
|
2 этап Средний школьный возраст 11-13 лет (5-7 класс) |
-Формирование трудового стереотипа |
-Инд. консультации (формирование устойчивого положительного отношения к труду) |
|
-Стимулирование психического развития |
- Диагностика личностной сферы и межличностных проблем - тренинги: «Коммуникативные навыки» (формирование коммуникативных умений) «Введение в мир профессий» |
|
|
-Выявление склонностей |
-Диагностика проф. склонностей и предпочтений (наблюдение, беседы, анкетирование) |
-Консультации индивидуальные и групповые (знакомство родителей с результатами психологических исследований, проф. предпочтениями детей) |
|
-Формирование адекватных проф. планов |
-Инд. консультации (формированию адекватных проф. планов); - Тестирование |
-Индивидуальные и групповые консультации (формирование адекватной позиции в отношении проф. планов и проф. намерений подростков в соответствии с его реальными возможностями) |
|
3 этап Старший школьный возраст 14-16 лет (8-9 класс) |
-Коррекция и формирование проф. планов |
-Инд. консультации «Выбор жизненного пути» (построение и обсуждение жизненной перспективы) |
- Индивидуальные консультации (знакомство с результатами трудового обучения и профессионально-трудовой подготовки)
|
-Диагностика и коррекция психического развития |
- Комплексное профориентационное психодиагностическое исследование - Коррекция нарушений |
-Индивидуальные и групповые консультации (ориентация родителей на конкретные виды профессиональной деятельности, доступной подростку) |
|
-Взаимодействие с родителями по формированию и реализации проф.планов подростков |
-Инд. консультации (оказание помощи в формировании и реализации проф. планов) |
- Индивидуальные консультации (информация о возможных путях реализации проф. намерений учащихся (информационный лист) |
Психологическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с учащимися, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи учащемуся в решении коррекционных задач развития, воспитания, социальной интеграции.
В рамках реализации программы установлено взаимодействия с субъектами образовательных отношений на условиях социального партнерства, а в Новоуральском технологическом колледже впервые открыта коррекционная группа для выпускников школы.
Такая помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению воспитанников в социальную жизнь.
C 2011 года школа стала экспериментальной базовой площадкой ИРО и Программа по интеграции в общество выпускников коррекционной школы
"Трудовая деятельность-основа социальной интеграции" гармонично встроилась в структуру "Программы совместного профессионального проектирования по формированию жизненной перспективы учащихся с умственной отсталостью", которая реализуется педагогическим коллективом школы в настоящее время.
Собственно Программа по интеграции в общество выпускников коррекционной школы "Трудовая деятельность - основа социальной интеграции" на сегодня полностью реализована, дальнейшая работа автора строиться в соответствии с программой экспериментальной базовой площадки.