Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей

Мельникова Светлана Михайловна, учитель ИЗО, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

Тема урока : "Импрессионизм в музыке и живописи", 6 класс, IV четверть, 1 час. Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, бинарный урок.

Программа Е.Д. Критской , Г.П.Сергеевой "Музыка"5 класс, IV четверть, раздел "Музыка и изобразительное искусство"; программа Б.Н. Неменского "Изобразительное искусство", 6 класс, IV четверть, раздел "Человек и пространство в изобразительном искусстве".

Бинарный урок по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи" разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Бинарный урок – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов (в рамках интегрированной образовательной технологии). Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок показывает взаимосвязь различных видов искусства. На бинарном уроке развивается одновременно познавательная деятельность и формируются практические умения, навыки. Такой урок позволяют интегрировать знания из разных областей (музыка, изобразительное искусство, история, литература и др.) для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике. Развивает у обучающих навыки самообразования, развиваются аналитические способности, обладают огромным воспитательным потенциалом.


Урок по теме "Импрессионизм в музыке и живописи" проводят учитель музыки и изо. Можно провести интегрированный урок музыки или интегрированный урок изо в соответствии с планом программы по предложенному конструкту урока. На уроке изо исключить исполнение песни в вводной части урока и слушание музыки, как этап урока. Уделить больше внимания изучению художественной техники и значению в создании художественного образа в работах импрессионистов; подробному анализу картин. На уроке музыки уделить больше внимания слушанию музыки, анализу музыкального произведения.


Предварительная подготовка учащихся: На предыдущем уроке музыки учащиеся разучивали песню "О картинах" Г.Гладкова, повторяли жанры живописи, средства выразительности, опережающее задание получает 1 учащийся от группы: "подготовить сообщение об импрессионизме и ярких представителях в живописи".


Учителя должны обладать следующими компетенциями и умениями:

  1. Знать современные технологии обучения (личностно-ориентированного , дифференцированного обучения, критического мышления). Владеть методикой обучения.
  2. Умение сотрудничать с другим педагогом;
  3. Обладать наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания, формирование у обучающихся убеждения в связности предметов музыки и изо, в целостности мира.
  4. Владеть педагогическими действиями, обеспечивающими организацию познавательной деятельности учащихся, ее контроль, анализ, оценку, корректировку.
  5. Умение организовать работу в группах;
  6. Умение владеть методами и приемами мотивации;
  7. Владение понятийным аппаратом;
  8. Умение разрабатывать целесообразные задания, вопросы;
  9. Умение грамотно составлять конструкт урока по технологиям;
  10. Умение подобрать дидактический и наглядный материал, умение создавать мультимедийную презентацию.

Для обеспечения урока было подготовлено следующее: Оборудование урока: медиапроектор, компьютер, фортепиано, листы формата А4, гуашь, кисти №5, баночки для воды.


Наглядные и дидактические материалы: Словарь эстетических эмоций, таблицы со средствами музыкальной выразительности, рабочие листы для групп, кроссворд.


Музыкальный материал: К. Дебюсси "Диалог ветра с морем" часть №3 из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) "Море", "Лунный свет", маленькая сюита 1 часть.


Информационное обеспечение урока: мультимедийная презентация "Импресионизм". Портреты композиторов и художников: К. Дебюсси, К.Моне. Картины художников: К. Моне " Впечатление. Восход солнца", репродукции картин художников – импрессионистов.

Задания базового уровня на данном уроке это умение отвечать на вопросы, выполнение рисунка-впечатления, после прослушивания музыки Дебюсси К., а также в дифференцированном домашнем задании: - Найти картины художников – импрессионистов, отражающих настроение и образы прослушанной музыки. 

Повышенный уровень заданий проявляется в умении учащихся формулировать вопросы самостоятельно, анализировать информацию и обсуждать, в дифференцированном домашнем задании : подобрать или сочинить самим стихи к прослушанной музыке написать свои впечатления наиболее понравившейся картины, музыки (в форме эссе), приготовить сообщение о других художниках – импрессионистах, композиторах – импрессионистах).


Групповая работа: хоровое исполнение песни Г.Гладкова" О картинах", заполнение рабочих листов.


Индивидуальная работа: творческий рисунок, воплощающий восприятие музыки в цвете своих впечатлений, заполнение кроссворда в конце урока.


Принципы урока:

  • взаимосвязь изученного материала и личного опыта обучающихся, - системный подход к изучению материала;
  • опора на интуицию, наглядность.

Данная группа принципов определяет отбор методов и приёмов преподавания и обучения.


Методы, приёмы и средства обучения, применяемые на уроке:

Методы, которые применяются на уроке, должны:

  • обладать проблемным характером;
  • иметь возможность пользоваться сравнительной характеристикой материала и применением аналогий;
  • позволять использовать личный опыт и субъективность оценки.

На данном уроке использовались следующие методы:

  • словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
  •  наглядной передачи и зрительного восприятия информации;
  •  передачи информации с помощью практической деятельности;
  •  эмоционального воздействия;
  • познавательные;
  • устные;
  • практические;
  • интерактивные; 
  • проблемно-поисковый;
  • творческие;
  • моделирования художественно-творческого процесса;
  • контроля.

Приёмы:

  • беседа;
  • сообщение учащихся;
  • инструктаж;
  • интерактивные фрагменты;
  •  практические задания;
  • кроссворд.


Методическая структура урока:

Ход урока и распределение рабочего времени :

  1. 1 этап. Вызов.Организационный момент. (1 мин)
    1.  Актуализация имеющихся знаний. Исполнение песни. (3 мин.)
    2. Пробуждение интереса к получению новой информации. Просмотр интерактивного фрагмента по теме. (4 мин)
    3.  Постановка учениками собственных целей. (2 мин)
    4. Исследовательская работа. Работа в группах. (7 мин.)
  2. 2 этап. Осмысление содержания.
    1. Получение новой информации. (5 мин.)
    2. Корректировка учащимися поставленных целей. (2 мин)
    3. Физкультминутка.(1 мин.)
    4. Творческое задание (7 мин.)
  3. 3 этап. Рефлексия.
    1. Постановка учениками новых целей обучения и подведении итогов урока.(2 мин.)
    2. Контроль усвоения знаний. (5 мин.)
  4. Дифференцированное домашнее задание. (1 мин.).

Психологическая структура урока
Известно, что у подростков с ЗПР пик работоспособности и проявления интереса приходится на 10-15-ю минуты урока. Работая с классом 40 мин., обязательно приходится учитывать психологические и физиологические особенности подростков. Для поддержания познавательного интереса необходимо разнообразить виды преподавания и контроля, предлагать для различных групп учащихся посильные задания. Учащимся нравится коллективная работа в мини группах. Всё это позволит оптимально распределить психологическую нагрузку, снижать напряжение и сохранять эмоциональный комфорт в течение всего урока, создать благоприятный режим для психологической подготовки и мотивации на познание. Конечно, в ходе урока мы старались учитывать особенности восприятия, памяти, речи, внимания, мышления, обращать внимание на каждого обучающегося.


Высокая работоспособность обеспечивается за счет постоянной постановки перед обучающимися проблем, которые необходимо решить для выполнения задания. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором,обсуждением. Перегрузок нет, т.к. постоянно идет смена учебной деятельности. Нормы СанПиН выдержаны.
Запасные методические ходы необходимы для более слабых групп – во время опроса – наводящие вопросы, во время практики – индивидуальное объяснение нового материала – демонстрация приемов работы.


Прогноз возможных учебных действий и возможные результаты
После урока учащиеся должны закрепить свои знания и умения при выполнении дифференцированного домашнего задания: - Подобрать или сочинить самим стихи к прослушанной музыке. - Найти картины художников – импрессионистов, отражающих настроение и образы прослушанной музыки. - написать свои впечатления наиболее понравившейся картины, музыки (в форме эссе). - приготовить сообщение о других художниках – импрессионистах, композиторах – импрессионистах.


 Предполагаемые риски при проведении урока:

  • Не все учащиеся могут быть готовы к бинарному уроку. Отсутствуют материалы для рисования (гуашь, кисти, альбом). Поэтому учитель изо должен иметь запас материалов к уроку.
  • Формирование групп (образование сильных групп или слабых групп). В таком случае необходимо заранее распределить учащихся по группам (сильный-слабый). Предполагается, что в классе получится 3-4 группы по 3-4 человека. Перед уроком производится расстановка парт для коллективной работы.

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск