Мельман Надежда Григорьевна, учитель начальных классов, ГКОУ "Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10", Карпинск
С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения УЧИТЬСЯ!
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Особо стоит вопрос формирования УУД у детей с ОВЗ. Большую трудность вызывают у них задания, требующие выполнения по словесной инструкции. Сложность заключается в том, что учащиеся умеют читать, но не всегда способны понимать прочитанное. Согласно требованиям ФГОС, учитель отвечает не только за высокие знания своих учеников, но и за то, чтобы ребёнок:
- умел работать в команде;
- мог сформулировать вопрос так, чтобы его поняли;
- улавливал в тексте (художественном, научном, учебном) главную мысль, находил аргументы, делал выводы;
- ориентировался в понятиях: цель, деятельность, результат;
- применял в обучении и жизни навыки самоконтроля…
Это делается для того чтобы полученный в школе багаж (знания, умения, навыки) ребёнок мог применить в реальной жизни. На начальной ступени обучения важное значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;
- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Читательские умения заявлены метапредметными результатами образования. Это означает, что они должны проверяться и развиваться на каждом учебном предмете. Для этого я использую различные виды работ с текстом. Приведу несколько примеров.
- Задания на сопоставление информации, представленной в разных форматах (формализованный, графический, текстовый, табличный).
- Задания на структурирование графиков, схем, диаграмм, текстовой информации (таблично, графически, схематично).
- Постановка вопросов к тексту для поиска ответа не по ключевым словам, а по смыслу.
- Задания на интерпретацию графиков, схем, диаграмм.
Выполнение таких упражнений контролируется мной, обращается внимание на трудности, указываются пути их преодоления. Предлагая подобные задания, развиваются способности учащихся понимать и использовать письменные тексты, преобразовывать, интерпретировать и оценивать информацию, при этом формируются все группы метапредметных результатов.
Литература
- Дмитриева Т.П. "Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе", МГППУ, 2012.
- Сабельникова С.И. "Новый образовательный стандарт в действии", статья, Москва, 2013
- Материалы курсовой переподготовки, 2013