Конструкт урока "Лексика и фразеология"

Торураева Наталия Григорьевна, учитель русского языка и литературы, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск 

Тема "Лексика и фразеология", образовательная область "Филология", предмет "Русский язык", 5 класс

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Актуальная цель: систематизировать и обобщить материал по теме "Лексика и фразеология".

Задачи:

  • обогатить словарный запас учащихся, пробудить интерес к родному языку,
  • воспитывать любовь к природе, ответственность за результат своего труда,
  • развивать умение применять на практике усвоенные знания,
  • развивать умение находить в тексте все изученные элементы языка и пользоваться ими в работах по развитию речи.

Технологическая карта урока

Предмет

Тема

Класс

Методы

Тип урока

Вид урока

Предметные результаты

Виды учебной деятельности

Средства

Личностные

Метапредметные

Предметные

Русский язык

«Лексика и фразеология»

5 класс

Объяснительно-иллюстративный

 

Репродуктивный

 

Частично-поисковый

Тип урока – обобщающий

 

Урок систематизации и обобщения материала

 

Традиционный с применением

Через умение понимать авторскую позицию осознают свою причастность ко всему живому

 

Через внимательное отношение к слову – понимание значимости слова в жизни человека

Познавательные:

  • умеют принимать учебную задачу, понимают информацию
  • умеют проводить анализ текста с целью выделения существенной информации
  • умеют работать по опорным картам (сходство-различие)

 

Коммуникативные:

  • Умеют высказать и аргументировать свое мнение

 

Регулятивные:

  • Умеют планировать работу
  • Умеют контролировать выполнение работы

Систематизируют и обобщат материал по теме «Лексика и фразеология»

 

Проверяют усвоение темы, а также отрабатывают ранее полученные знания по орфографии и пунктуации

 

Обогащают словарный запас

 

Заполняют опорную карту «Лексика и фразеология»

 

Графически записывают текст

Работа с текстом

 

Работа  с понятиями и их определениями

 

Составление опорной карты

 

Работа со словарями

 

Работа со схемой

 

Работа с рабочими листами

 

Работа с таблицами

 

Графическая запись

Опорная карта «Лексика и фразеология»

 

Рабочие листы с распечатанным текстом

 

Словари

 

Цветы

 

Словарики

 

Ход урока

Этапы урока

Организационно-технический блок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Задача – подготовить к восприятию

Форма – фронтальная

Средства – языковые

Прием – устный

Принцип – психологической комфортности

Результат – готовность к уроку

Создание психологически комфортной обстановки на уроке

- Какую тему мы изучим?

-Сегодня подводим итоги, работаем на спецлистах

Я желаю вам, дети, удачи на уроке.

Учащиеся проверяют инструментарий урока:

  • Тетради,
  • Ручки,
  • Карандаши,
  • Опорные карты,
  • Рабочие заготовки,
  • Словарики
2. Закрепление знаний

Задача – по ходу чтения распечатанного текста вставить в слова пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания

Форма – работа с текстом

Средства – систематизировать блок проверки вставленных в текст орфограмм

Результат – воспроизведение знаний, умений

По ходу чтения распечатанного текста вставьте в слова пропущенные буквы и недостающие знаки препинания

 

Проверьте выставленные буквы6 (по блокам ) (5 мин):

  • Безударные гласные
  • Ъ, Ь знаки
  • Непроизносимые согласные
  • Чередующиеся согласные в корне
  • Предлоги и приставки

Вторую часть текса запишите графически

На доске запись:

Учащиеся работают с текстом

Пр_красная роза с р_скошными бутонами стоит (на)столе. Лидочка (не)может налюбоват_ся ею, нюха_т цв_ты в кашпо, бе_пр_станно об_ясняет, что очень любит цв_ты, особенно розы. Но пр_ходит беда. Вдруг ум_рают бутоны, л_стья сохнут и покрываются неизвес_ными нас_комыми. Девоч_ка кричит няне: «Убери это облезлое растение!». В одно к_сание роза ок_залась (на)улице.

Запись графически (на доске) – перенести в тетрадь.

Расставляют знаки препинания при прямой речи, обращении. И Люба любила цветы. Но ее окно украшала лишь скромная герань. Однажды Люба прибежала из школы и сказала маме: «Я нашла выброшенный, но красивый цветок!»

- Он чужой, - сказала мама.

- Дворник позволил его взять, - объяснила девочка.

- Он больной. На нем завелись букашки.

- Я его вылечу, - ответила Люба.

На столе у учителя в вазе красивая роза

Подвести итог по 2 части

Зачитать третью часть текста:

Однажды у открытого окна Любы остановилась девочка в красном бархатном платье. Красивые черные глаза впились в цветок.

- Посмотри, няня! Какая дивная роза. Эта не такая, какая была у меня.

- Пойдем, Лидочка, моя птичка… Я куплю тебе еще лучше.

- Ах, как я люблю цветы. Особенно розы, нежные, свежие, ароматные. Мне нужна именно такая роза.

 

Учитель подводит к проблеме.

Слушают текст. Делают выводы.

3. Выдвижение проблемы. Актуализация знаний.

Задача – создание проблемы

Форма – беседа

Средства – языковые, наглядные

Результат – формулировка учебной проблемы

- Наш урок посвящен великому русскому языку, слову, как самому маленькой, но очень важной его единице.

У слова есть не только грамматическое значение, но и лексическое значение.

На доске записаны понятия и их определения.

- Как бы вы назвали эти слова?

- Зачем нужно знать лексику, слова, их значение?

- Сегодня на уроке мы подведем итог наших знаний о лексическом значении слов, проверим, как мы умеем эти знания использовать в жизни.

Читают, повторяют ранее пройденный материал.

Лексика- словарный запас.

Лексикология – наука о лексическом значении слова и его употреблении в речи.

Лексическое значение слова – смысловое.

Лексикон – словарный запас человека.

4. Решение учебной задачи

Задача – решение основополагающего вопроса

Форма – фронтальная, индивидуальная

Средства – языковые, наглядные, знаково-символические.

Прием – заполнение опорной карты.

Результат – решение учебной задачи.

- Внесите в опорную карту свои примеры из текста, над которым работали в начале урока.

На употребление слов в переносном значении основан художественный прием – метафора.

Запишите в свои словари (на интерактивной доске) – метафора.

1 слово (значение)

(принимают учебную задачу)

(речь идет о самостоятельной части речи)

Лексическое

Роза – цветок

Бутон – молодой, нераспустившийся цветок

Грамматическое

Имя существительное, неодушевленное, нарицательное,

Жен.р. или муж . р., ед.число, именительный падеж, 1,2 склонение

2 слово (значение)

(имеет в русском языке)

Прямое

Золотое кольцо

Умирай человек

Переносное

Золотое сердце

Умирай цветок

Записывают в словари: Метафора – уподобление двух предметов или явлений по сходству или контрасту (шел дождь, листья шепчутся)

 

- Найдите и выпишите из текста примеры в ОК

- Велик и могуч наш русский язык. Он способен передать самые тонкие чувства.

К.Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса!». Какие же? Мы здесь пришли к простой для запоминания схеме. (на доске).

Синонимы антонимы омонимы

Сходство (знак +)

Различие (знак -)

Выписывают в (ОК) примеры

Однозначные

(1 лексическое значение)

 

Улица

Растение

Насекомое

Многозначные

(2 и более лексических значений)

 

Листы – растения

Листы – кровля дома

Листы – бумага

Дворник – рабочий во дворе

Дворник – деталь автомобиля

Отличие

Синонимы

Омонины

Антонимы

 

Значение

+

-

-

Звучание

-

+

-

5.Самостоятельное применение знаний по схеме (ОК)

Задача – закрепление знаний

Средства – языковой наглядности

Прием – работа по схеме (ОК)

Результат – выполнение задания творческого характера

- Заполните таблички, выписав примеры из текста

Самостоятельная работа по заполнению (с опорой на ОК) из текста выбирают. Аргументируют.

Синонимы

Омонимы

Антонимы

Роскошные,

Прекрасные,

Чудесные

Роза – цветок

Роза – имя

Сохнут – расцветают

Кричит - молчит

 

- Проверим (на доске)

- В русском языке есть слова, понятные всем, т.е. общеупотребительные (цветок, улица, глаза). Но есть и другие. Какие еще группы слов вы знаете?

- Есть ли в тексте такие слова? Заполните таблички.

- Проверим (доска).

Диалектные

Букашки

козявки

Профессиональные

Бутоны

насекомы

Заимствованные

Кашпо

герань

Устаревшие

беда

Неологизмы

Придумаьть!

6.

 

- А где мы можем подробно узнать о лексическом значении слов?

Рассказ о словарях и их разновидностях. Демонстрация словарей закончить фразеологизмы.

На доске определение фразеологизма.

- Приведите примеры из текста.

- Прочитайте весь текст. Вопрос: «Что бы подумала и ответила роза девочке, если бы могла слышать и говорить?».

Записать в словарики. Высказываются предположения. Прогнозируют. Устно – « в одно касание» - аргументируют.

(оно может иметь спортивное происхождение)

Варианты ответов (желательно фразеологизмами («Поставить на ноги» и т.п.))

7. Итог

Задача – обобщение и вводы по учебной программе

Форма – фронтальная

Средства – языковые

Прием – устный опрос

Результат – делают обобщение

- Итак. Какую проблему мы решали на уроке?

Мы применяли теоретические знания о лексическом значении слова на работе с текстом.

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

 

Ученики сдают рабочие листы, учитель анализирует ответы, объявляет оценки.

 

Дописать рассказ, выразить свое отношение к происходящему в нем.

Самоанализ. Самооценка.

 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин