Торураева Наталия Григорьевна, учитель русского языка и литературы, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск
Тема "Лексика и фразеология", образовательная область "Филология", предмет "Русский язык", 5 класс
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Актуальная цель: систематизировать и обобщить материал по теме "Лексика и фразеология".
Задачи:
- обогатить словарный запас учащихся, пробудить интерес к родному языку,
- воспитывать любовь к природе, ответственность за результат своего труда,
- развивать умение применять на практике усвоенные знания,
- развивать умение находить в тексте все изученные элементы языка и пользоваться ими в работах по развитию речи.
Технологическая карта урока
Предмет Тема Класс |
Методы |
Тип урока Вид урока |
Предметные результаты |
Виды учебной деятельности |
Средства |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||
Русский язык «Лексика и фразеология» 5 класс |
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый |
Тип урока – обобщающий
Урок систематизации и обобщения материала
Традиционный с применением |
Через умение понимать авторскую позицию осознают свою причастность ко всему живому
Через внимательное отношение к слову – понимание значимости слова в жизни человека |
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Систематизируют и обобщат материал по теме «Лексика и фразеология»
Проверяют усвоение темы, а также отрабатывают ранее полученные знания по орфографии и пунктуации
Обогащают словарный запас
Заполняют опорную карту «Лексика и фразеология»
Графически записывают текст |
Работа с текстом
Работа с понятиями и их определениями
Составление опорной карты
Работа со словарями
Работа со схемой
Работа с рабочими листами
Работа с таблицами
Графическая запись |
Опорная карта «Лексика и фразеология»
Рабочие листы с распечатанным текстом
Словари
Цветы
Словарики |
Ход урока
Этапы урока |
Организационно-технический блок |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||
1. Организационный этап |
Задача – подготовить к восприятию Форма – фронтальная Средства – языковые Прием – устный Принцип – психологической комфортности Результат – готовность к уроку |
Создание психологически комфортной обстановки на уроке - Какую тему мы изучим? -Сегодня подводим итоги, работаем на спецлистах Я желаю вам, дети, удачи на уроке. |
Учащиеся проверяют инструментарий урока:
|
|||||||||
2. Закрепление знаний |
Задача – по ходу чтения распечатанного текста вставить в слова пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания Форма – работа с текстом Средства – систематизировать блок проверки вставленных в текст орфограмм Результат – воспроизведение знаний, умений |
По ходу чтения распечатанного текста вставьте в слова пропущенные буквы и недостающие знаки препинания
Проверьте выставленные буквы6 (по блокам ) (5 мин):
Вторую часть текса запишите графически На доске запись: |
Учащиеся работают с текстом Пр_красная роза с р_скошными бутонами стоит (на)столе. Лидочка (не)может налюбоват_ся ею, нюха_т цв_ты в кашпо, бе_пр_станно об_ясняет, что очень любит цв_ты, особенно розы. Но пр_ходит беда. Вдруг ум_рают бутоны, л_стья сохнут и покрываются неизвес_ными нас_комыми. Девоч_ка кричит няне: «Убери это облезлое растение!». В одно к_сание роза ок_залась (на)улице. Запись графически (на доске) – перенести в тетрадь. Расставляют знаки препинания при прямой речи, обращении. И Люба любила цветы. Но ее окно украшала лишь скромная герань. Однажды Люба прибежала из школы и сказала маме: «Я нашла выброшенный, но красивый цветок!» - Он чужой, - сказала мама. - Дворник позволил его взять, - объяснила девочка. - Он больной. На нем завелись букашки. - Я его вылечу, - ответила Люба. |
|||||||||
На столе у учителя в вазе красивая роза |
Подвести итог по 2 части Зачитать третью часть текста: Однажды у открытого окна Любы остановилась девочка в красном бархатном платье. Красивые черные глаза впились в цветок. - Посмотри, няня! Какая дивная роза. Эта не такая, какая была у меня. - Пойдем, Лидочка, моя птичка… Я куплю тебе еще лучше. - Ах, как я люблю цветы. Особенно розы, нежные, свежие, ароматные. Мне нужна именно такая роза.
Учитель подводит к проблеме. |
Слушают текст. Делают выводы. |
||||||||||
3. Выдвижение проблемы. Актуализация знаний. |
Задача – создание проблемы Форма – беседа Средства – языковые, наглядные Результат – формулировка учебной проблемы |
- Наш урок посвящен великому русскому языку, слову, как самому маленькой, но очень важной его единице. У слова есть не только грамматическое значение, но и лексическое значение. На доске записаны понятия и их определения. - Как бы вы назвали эти слова? - Зачем нужно знать лексику, слова, их значение? - Сегодня на уроке мы подведем итог наших знаний о лексическом значении слов, проверим, как мы умеем эти знания использовать в жизни. |
Читают, повторяют ранее пройденный материал. Лексика- словарный запас. Лексикология – наука о лексическом значении слова и его употреблении в речи. Лексическое значение слова – смысловое. Лексикон – словарный запас человека. |
|||||||||
4. Решение учебной задачи |
Задача – решение основополагающего вопроса Форма – фронтальная, индивидуальная Средства – языковые, наглядные, знаково-символические. Прием – заполнение опорной карты. Результат – решение учебной задачи. |
- Внесите в опорную карту свои примеры из текста, над которым работали в начале урока. На употребление слов в переносном значении основан художественный прием – метафора. Запишите в свои словари (на интерактивной доске) – метафора. |
1 слово (значение) (принимают учебную задачу) (речь идет о самостоятельной части речи) |
|||||||||
Лексическое Роза – цветок Бутон – молодой, нераспустившийся цветок |
Грамматическое Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, Жен.р. или муж . р., ед.число, именительный падеж, 1,2 склонение |
|||||||||||
2 слово (значение) (имеет в русском языке) |
||||||||||||
Прямое Золотое кольцо Умирай человек |
Переносное Золотое сердце Умирай цветок |
|||||||||||
Записывают в словари: Метафора – уподобление двух предметов или явлений по сходству или контрасту (шел дождь, листья шепчутся) |
||||||||||||
- Найдите и выпишите из текста примеры в ОК - Велик и могуч наш русский язык. Он способен передать самые тонкие чувства. К.Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса!». Какие же? Мы здесь пришли к простой для запоминания схеме. (на доске). Синонимы антонимы омонимы Сходство (знак +) Различие (знак -) |
Выписывают в (ОК) примеры |
|||||||||||
Однозначные (1 лексическое значение)
Улица Растение Насекомое |
Многозначные (2 и более лексических значений)
Листы – растения Листы – кровля дома Листы – бумага Дворник – рабочий во дворе Дворник – деталь автомобиля |
|||||||||||
Отличие |
Синонимы |
Омонины |
Антонимы |
|
||||||||
Значение |
+ |
- |
- |
|||||||||
Звучание |
- |
+ |
- |
|||||||||
5.Самостоятельное применение знаний по схеме (ОК) |
Задача – закрепление знаний Средства – языковой наглядности Прием – работа по схеме (ОК) Результат – выполнение задания творческого характера |
- Заполните таблички, выписав примеры из текста |
Самостоятельная работа по заполнению (с опорой на ОК) из текста выбирают. Аргументируют. |
|||||||||
Синонимы |
Омонимы |
Антонимы |
||||||||||
Роскошные, Прекрасные, Чудесные |
Роза – цветок Роза – имя |
Сохнут – расцветают Кричит - молчит |
||||||||||
|
- Проверим (на доске) - В русском языке есть слова, понятные всем, т.е. общеупотребительные (цветок, улица, глаза). Но есть и другие. Какие еще группы слов вы знаете? - Есть ли в тексте такие слова? Заполните таблички. - Проверим (доска). |
Диалектные Букашки козявки |
Профессиональные Бутоны насекомы |
Заимствованные Кашпо герань |
Устаревшие беда |
Неологизмы Придумаьть! |
||||||
6. |
|
- А где мы можем подробно узнать о лексическом значении слов? Рассказ о словарях и их разновидностях. Демонстрация словарей закончить фразеологизмы. На доске определение фразеологизма. - Приведите примеры из текста. - Прочитайте весь текст. Вопрос: «Что бы подумала и ответила роза девочке, если бы могла слышать и говорить?». |
Записать в словарики. Высказываются предположения. Прогнозируют. Устно – « в одно касание» - аргументируют. (оно может иметь спортивное происхождение) Варианты ответов (желательно фразеологизмами («Поставить на ноги» и т.п.)) |
|||||||||
7. Итог |
Задача – обобщение и вводы по учебной программе Форма – фронтальная Средства – языковые Прием – устный опрос Результат – делают обобщение |
- Итак. Какую проблему мы решали на уроке? Мы применяли теоретические знания о лексическом значении слова на работе с текстом. - Какое задание было самым трудным? - Какое задание было самым интересным?
Ученики сдают рабочие листы, учитель анализирует ответы, объявляет оценки.
Дописать рассказ, выразить свое отношение к происходящему в нем. |
Самоанализ. Самооценка. |