Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Цель перспективная: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов средствами ИКТ.
Цель актуальная: вставка графических объектов в текстовый документ.
Задачи:
- Научить вставлять графические объекты в текстовый документ;
- Применить полученные знания и умения в оформлении "Рассказа в картинках";
- Развивать умения использовать в своей деятельности компьютер для решения поставленной задачи;
- Развивать мыслительные процессы;
- Развивать речь учащихся в процессе работы над текстом;
- Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; ответственное отношение к учебной деятельности.
Пояснительная записка
Раздел "Технология обработки текстовой информации", в который входит тема "Вставка графических объектов в текстовый документ", является составной частью содержания «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.-2е изд., испр. И доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-380 с. Умение редактировать текст, внедрять в текстовый документ графический объект, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов является требованием государственного стандарта основного общего образования.
Образовательной целью урока является изучение последовательности действий при работе с графическими объектами и внедрение их в текстовый документ.
Урок является комбинированным. В нем представлено не только объяснение нового материала, но повторение и закрепление ранее пройденных тем. Основная технология, используемая в процессе урока – технология развивающего обучения. С целью обеспечения наглядности материала и повышения интереса учащихся, на уроке предполагается использование мультимедийной системы для демонстрации презентации к уроку. При рассмотрении нового материала учащиеся на основании увиденной демонстрации последовательности действий для достижения результата выполняют индивидуальную работу в среде текстового редактора. Учитывая психофизические особенности учащихся последовательность действий (алгоритм) проговаривается учителем, затем просматривается учащимися для дальнейшего использования при выполнении работы.
Использование проблемной ситуации на уроке способствует развитию у учащихся мыслительных процессов, выполняя тем самым коррекционную функцию. Учащиеся анализируют имеющийся материал, делают свои выводы, учатся доступно выражать свои мысли, выслушивать и анализировать мнение окружающих.
Прогнозируемый результат урока: учащиеся должны уметь следовать действиям алгоритма при внедрении изображений в текстовый документ и осуществлять практическую деятельность для достижения результата.
Технологическая карта
Предмет Тема Класс УМК |
Методы |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Средства |
||
|
|
|
Личностные (Л) |
Метапредметные (МП) |
Предметные (П) |
|
|
1)Информатика. 2)«Вставка графических объектов в текстовый документ» 3) 6 класс 4)УМК «Информатика и ИКТ»,Л.Л. Босова |
1)Объяснительно- иллюстративный. 2)Частично поисковый. 3)Репродуктивный. |
Комбинированный. |
- готовность осуществлять совместную информационную деятельность; -формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; -повышение уровня готовности обучения с использованием ИКТ.
|
Регулятивные: -целеполагание как умение поставить учебную задачу; - контроль; - волевая саморегуляция. Познавательные: - умение определять понятия, умение структурировать знание, делать выводы; Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; - формирование навыков общения в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности. |
умение редактировать текст, внедрять графические объекты в текстовый документ; -формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; -развитие ИКТ – компетенции.
|
-работа парами или индивидуальная; -работа с текстом; - работа с компьютером. |
Компьютеры; текстовый редактор LibreOffice Writer; Проектор Acer, экран ProJesta; карточки — названия объектов, карточки для выбора ответа с фразами по теме урока. Листы с «Рассказом …» до и после выполнения задания. Алгоритм последовательности действий при выполнении работы. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Примечание |
Фаза вызова.
|
При изучении раздела «Технология обработки информации в текстовом редакторе» следует отталкиваться от интуитивных представлений о информационных объектах, имеющихся у учащихся. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая учащимся вопросы, на которые они могут дать ответ. С прошлых уроков вам известно, что с помощью специального программного обеспечения можно создавать электронные документы, представленные с помощью текста. Работа в парах или индивидуально.
При работе с компьютером мы имеем дело со специфическими объектами — информационными. |
Задание на определение клавиш, используемых при работе с текстовыми документами; на узнавание атрибутов текста, нахождение ошибок при наборе текста (расположение знаков препинания, использование клавиши пробел).
|
Л: готовность осуществлять совместную информационную деятельность. МП: Регулятивные: - волевая саморегуляция; Познавательные: - смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, анализ, делать выводы; Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: умение распознавать приемы редактирования текста |
Демонстрация презентации. Выполнение работы на повторение изученного учебного материала. Выполняют задание предложенное учителем. Выполнение проверки.
|
Фаза осмысления.
|
Чем отличаются информационные объекты от реальных?
Мы знаем, что компьютер является моделью человека, работающего с информацией. Значит компьютер может работать с различными видами информационных объектов. Посмотрите на доску. Фразы «Текстовый редактор», «Компьютер», «Текст». Эти объекты совместимы? На доске схема (выражение), которую необходимо дополнить. Текстовый редактор=Компьютер+Текст+? Чего в схеме не хватает? Внесем дополнение после выполнения практического задания. Объяснение нового материала. Режимы работы текстового редактора позволяют вставлять в документ графические объекты. Внедрение графического объекта. Для включения одного их них в текстовый документ необходимо воспользоваться командой Вставка\Изображение\ Из файла…. В появившемся окне после выбора соответствующего рисунка нажимается кнопка Вставить и рисунок помещается в место вставки. Редактирование изображения в тексте. Для установки изображения в нужное место текстового документа необходимо задать Обтекание по контуру, что позволит эффективно оперировать перемещением рисунка по тексту. Перемещение осуществляется с помощью мыши: выделив изображение, при нажатой левой кнопке мыши производят протягивание рисунка в нужное место. |
Разница лишь в том, что их нельзя взять в руки. Мы можем видеть их на экране монитора и управлять ими при помощи манипулятора.
Да. Поставить знак «+».
Учащиеся наблюдают за действиями учителя и слушают объяснение нового учебного материала. |
Л: готовность осуществлять совместную информационную деятельность. МП: Регулятивные: - прогнозирование при анализе действий; Познавательные: - анализ, вывод; Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: умение распознавать объекты. |
Возникла проблемная ситуация.
На доске «Рассказ» до выполнения задания. На доске «Рассказ» после выполнения задания.
|
|
Физминутка. |
Пожалуйста встаньте, пожалуйста поклонитесь, пожалуйста руки поднимите и потянитесь. |
|
|
|
Освоение приемов работы. Задание.Оформить «Рассказ в картинках». Заменить английские слова в тексте на соответствующие изображения. Внедрить эти изображения в текст. |
Выполняют работу по алгоритму. |
Л: готовность осуществлять информационную деятельность. МП: Регулятивные: - прогнозирование при анализе действий; - контроль; Познавательные: - выбор эффективного способа решения задач в зависимости от условия, вывод; Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: умение редактировать и внедрять графический объект в текстовый документ. |
Учитель оказывает помощь отстающим ученикам. |
Рефлексия. |
Сформулируйте тему урока. Возвращаемся к схеме. Текстовый редактор=Компьютер+Текст+? Чего в схеме не хватает? Выберите фразу из предоставленных на доске. Какая схема получилась? Что мы сегодня узнали? Форма синквейн(стихотворение, которое требует синтеза информации и материала урока в кратких выражениях). Cинквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания: в первой строке — тема (одно имя существительное); во второй строке — описание темы в двух словах (2 имени прилагательных); третья строка — описание действия в рамках темы урока тремя словами (глаголы); четвертая строка — фраза из 4-х слов, показывающее отношение к теме урока (чувства одной фразой); последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Домашнее задание. Придумать свой рассказ в картинках. |
Вставка в текстовый документ графического объекта — изображения.
Несколько фраз на доске. Необходимо выбрать нужную. Текстовый редактор=Компьютер+Текст+Графический объект Несколько фраз на доске. Необходимо выбрать нужную.
объект информационный, графический уменьшить, вставить, копировать; нужно выбрать правильный путь; изображение (картинка, рисунок).
|
Л: готовность осуществлять информационную деятельность. МП: Регулятивные: - прогнозирование; Познавательные: - анализ, умение структурировать знание; Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. П: умение осуществлять выбор действий в реальной ситуации. |
|