Розипу Юрий Кальювич, учитель физической культуры, ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил
Сегодня в коррекционные образовательные учреждения поступают дети ослабленные, имеющие 3-5 хронических заболеваний. В процессе жизненных ситуаций к ним добавляются вторичные дефекты, чему способствует низкое общее состояние социальной среды, нарушение экологии, питания, гиподинамия. Все это наносит ущерб речи, восприятию, памяти, эмоционально-волевой сфере, развитию личности в целом, и еще больше усугубляет здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Решение данной проблемы выдвигает актуальную необходимость поиска путей, методов, направленных на успешную психолого-педагогическую реабилитацию детей с различными отклонениями в развитии.
С этой целью в учебный план коррекционной школы VIII вида введены специальные коррекционные занятия ЛФК. Эти занятия предназначены для детей, имеющих грубые нарушения физического развития - осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а так же недостатки моторики – слабость мышечных групп, нарушение координации движений, точность мышечных усилий.
В процессе сопровождения принимают участие все специалисты: психолог, логопед, медицинские работники, педагоги - дефектологи. Сопровождение осуществляется по четырем этапам:
- До начала занятий – изучение медико-педагогической документации.
- До конца сентября проведение выявляющих уроков по обследованию уровня физической подготовленности учащихся и определение зоны актуального развития.
- Составление плана коррекционной работы, направленного на исправление выявленных нарушений.
- Системное, текущее изучение личности. На основании выявленных данных за каждым ребенком закрепляется психолого-педагогическая группа и группа здоровья. При таком подходе определяется группа детей, которые требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода на занятиях образовательного цикла и на занятиях ЛФК.
Дальнейшая работа основывается на систематическом проведении медицинских осмотров, определении физической подготовленности учащихся подготовительных и специальных медицинских групп (1 раз в четверть) и проведении педагогических консилиумов с участием специалистов «сопровождения», на которых определяется степень сформированности движений учащегося в учебной и трудовой деятельности, и намечаются дальнейшие формы и виды работы по исправлению нарушенных функций.
В программу включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и физических качеств детей, а так же на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, пространственных и временных ориентиров. В играх заложен мощный заряд положительных эмоций, который ребенок может выплескивать в процессе игры, чувствуя себя непринужденно.
В качестве примера можно представить игру "Ловчие".
Задача обучения: формирование у учащихся ходить по ориентирам.
Коррекционные задачи: развитие внимания, точности, координации движений, глазомера.
Инвентарь: секундомер, круги, вырезанные из фанеры диаметром 30-40см, раскрашенные в несколько цветов, - 15 штук.
Круги располагаются на расстоянии 40-60см друг от друга. Играющим дается задание быстро и точно пройти по кругам (на носочках). Победителем считается ученик, который быстрее всех выполнит задание.
Варианты игры: круги раскрашены двумя цветами, при этом на одни можно наступать, а на другие нельзя наступать.
Игра "Иди прямо"
Коррекционные задачи: Развитие памяти, внимания, выработка правильной осанки.
Инвентарь: мешочки с песком.
Играющие делятся на 2 команды, кладут на головы мешочки с песком. Сохраняя прямое положение туловища, участники команд в своих колоннах передвигаются по залу друг за другом, проходят через середину зала, идут рядом, по кругу, по прямоугольнику. Могут идти в положении руки на поясе, руки на пояс друг другу, руки в стороны. Выигрывает команда, выполнившая задание лучше всех.
Используются так же и спортивные игры: пионербол, элементы волейбола, баскетбола.
При игре в пионербол передачи делаются только двумя руками. При слабой физической подготовке, при сколиозе II-III степени выполняется подача с центра поля. Игра чередуется с упражнениями на дыхание и расслабление. При обучении ведению мяча в баскетболе в случае правостороннего сколиоза мяч ведется правой рукой, а в случае левостороннего – левой рукой. Броски и передачи делаются двумя руками. Продолжительность игры 3-5 минут. Потом переходят на спокойную ходьбу, выполняют дыхательные упражнения.
При изучении элементов волейбола при кифозе, круглой спине, чаще используют передачу двумя руками сверху, назад, через себя.
В лечебной физкультуре игры используются как вспомогательная форма, как один из компонентов активного двигательного режима детей со сложным дефектом и применяются на каждом уроке. Использование корригирующих упражнений в сочетании с игровой деятельностью позволят оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность, избежать переутомлений, вызывает интерес к занятиям, повышает интенсивность деятельности, что служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Улучшение показателей физического развития и двигательных способностей учащихся являются свидетельством методически правильно построенной работы по ЛФК.