Четкова Рита Михайловна, учитель, МАОУ "СОШ № 3", Верхняя Пышма
Проектная деятельность учащихся наших классов системно реализуется с 2007 – 2008 учебного года как внеурочная, а с введением ФГОС НОО органично вписалась и в учебный план. На наш взгляд, вовлечение в проектную деятельность именно, так называемых, "слабых" учащихся создает оптимальные условия развития их ключевых компетенций.
Типы проектов | Исследовательские и практико-ориентированные |
Руководители проектов | Учителя |
Характер исполнения | Индивидуально или в малой группе |
Участие родителей | Предполагается и поощряется |
Предполагаемый публичный результат | Защита проекта на уроке и/или на традиционной мини-конференции "Мир вокруг меня" |
Сроки выполнения | до месяца |
Проектная деятельность может основываться на различных принципах и подходах. При вовлечении в деятельность учащихся, имеющих объективные трудности в обучении и развитии, необходимо учитывать не только их возможности, но и особенности мировосприятия.
Учителя - руководители проектов реализуют следующие подходы:
- ключевой вопрос, тема запускаемого проекта не только обозначены учебной программой, но должны быть связаны с жизненным опытом учащегося;
- основой проекта является практическая, «выполняемая руками», часть, реализуемая либо в форме эксперимента, либо в форме моделирования каких-либо процессов;
- проект выполняется в совместной деятельности учителя, учащегося и членов его семьи;
- защита проектов не имеет соревновательных, конкурсных оттенков, а носит характер «научной» дискуссии.
Работа над проектом идет в нескольких плоскостях: учитель - учащийся; учащийся и его семья; учитель – семья учащегося.
Этапы работы учителя | Этапы работы семьи учащегося |
Подбор возможной тематики проекта | Обозначение сферы интересов |
Вовлечение ребенка и его родителей в тему | Осознание целей участия в проекте и его возможностей |
Планирование практической части проекта | Поиск возможностей реализации практической части проекта |
Организация и сопровождение деятельности участников проекта | Выполнение проекта |
Организация подготовки к защите проекта |
На фоне значительно сниженного учебно-познавательного интереса наших учащихся и слабого владения коммуникативными навыками заметно осложняются процессы самовыражения и достижения успеха, особенно в спонтанных, неподготовленных ситуациях. В рамках проектной деятельности появляются возможности для безопасного формирования УУД.
Важным вопросом является вопрос оценивания, как результата проектной деятельности, так и процессов его достижения. В обычной практике завершение учебного проекта предполагает конкурсный результат и бальную отметку по предмету.
В условиях значительной доли совместной с взрослыми деятельности, особенностей восприятия учащимися собственных усилий, ситуаций сравнения себя с остальными считаем целесообразным оценочную деятельность выносить за рамки проектов и использовать только для организации дальнейшей работы с конкретными учащимися и совершенствования деятельности в целом. Нами разработаны и сформулированы необходимые критерии оценки этапа подготовки проекта и этапа его защиты. Каждый критерий представлен в трех уровнях, которых может достичь учащийся, и имеет качественное описание. Результатом оценивания является личный профиль учащегося, который позволяет определить «слабые» места в подготовке учащегося и спланировать дальнейшую работу.